Открытый интегрированный урок
информатики и географии
в
9 классе.

Цель:

  1. Закрепление знаний учащихся о странах Зарубежной Европы.
  2. Отработка навыков работы с картами атласа, картосхемами учебника, прикладными программами, с компьютером.
  3. Развитие настойчивости, умения преодолевать затруднения в учении.
  4. Развитие интереса к предметам информатики и географии.
  5. Формирование умения планировать ответ по теме, используя данные компьютерной программы.
  6. Содействовать воспитанию коллективизма.

Оборудование:

  1. Учебник В.П. Максаковский "Экономическая и социальная география мира". 10 класс.
  2. Географический атлас 10 класс.
  3. Компьютерный класс.
  4. Компьютерная программа "Европа".

 

 

Ход урока

I. Организационный момент

    Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы проводим урок географии в компьютерном классе. Для работы на уроке вам понадобятся знания и географии и информатики.


II. Введение

    Писатель Константин Паустовский сказал: "Будьте верны музе дальних и ближних странствий".
Эти слова великого певца природы, мастерски раскрывшего читателям особенности природно-культурного наследия, как России, так и ближнего и дальнего зарубежья могут стать для всех нас девизом для познания окружающего мира. Интерес к географии начинается с прочтения рассказов о путешествиях, с работы со справочной литературой, просмотра телепередач, а сегодня у вас появилась возможность поработать с компьютерной программой. Будем надеяться, что скоро на уроках у нас будет возможность работать с мультимедийными учебниками. Но какими бы учебниками мы не пользовались в поиске ответов на вопросы, нашей спутницей должна стать географическая карта. "Без карты нет географии". И сегодня на уроке вы закрепите знания о зарубежной Европе, отработаете навык работы с географической картой, будете учиться планировать ответ по теме, пользуясь данными компьютерной программы. А для этого необходимы ваши умения и навыки работы с компьютером.


III. Закрепление знаний по теме "Зарубежная Европа"

- Итак в путь по Зарубежной Европе!
- Давайте вспомним:
- Сколько государств в Зарубежной Европе? (ответ: 39)
- Какие регионы выделяются в Зарубежной Европе?
     (Ответ:

  • страны Северной Европы;
  • страны Южной Европы;
  • страны Западной Европы;
  • страны Восточной Европы;)

- Сколько стран в Северном регионе Европы?
     (Ответ: 10

  1. Великобритания;
  2. Дания;
  3. Ирландия;
  4. Испания;
  5. Латвия;
  6. Эстония;
  7. Норвегия;
  8. Финляндия;
  9. Швеция;)

- Сколько стран в Западном регионе Европы?
     (Ответ: 7

  1. Австрия;
  2. Бельгия;
  3. Германия;
  4. Люксембург;
  5. Нидерланды;
  6. Франция;
  7. Швейцария; )

- Сколько стран в Южном регионе Европы?
     (Ответ: 6

  1. Болгария;
  2. Венгрия;
  3. Польша;
  4. Румыния;
  5. Словакия;
  6. Чехия; )

- Сколько стран в Южном регионе Европы?
     (Ответ: 11

  1. Албания;
  2. Босния и Герцеговина;
  3. Словакия;
  4. Хорватия;
  5. Югославия;
  6. Греция;
  7. Испания;
  8. Италия;
  9. Македония;
  10. Мальта;
  11. Португалия; )

- Назвать карликовые государства.
     (Ответ: 5

  1. Андорра;
  2. Монако;
  3. Сан-Марино;
  4. Лихтенштейн;
  5. Ватикан; )

- Какую площадь занимают 39 государств?
     (Ответ: 5,1 млн.км2 - 3,5% мировой площади)


- Что характерно для ЭГП Зарубежной Европы?
     (Ответ: Уникальность ЭГП:

  • Западная оконечность Евразии;
  • Особая роль Европы в мировой истории и культуре лежит в основе её выделения в часть света, как отдельный регион мира;
  • Высокая степень изрезанности береговой линии;
  • Расположенность на стыке с Азией, Африкой, выход в Атлантику позволяет осуществлять связи с США, Канадой, странами Латинской Америки;
  • Компактность;
  • Приморское положение;
  • Большая протяжённость границ со странами СНГ;
  • Все это благоприятствует торговым связям со всеми странами мира, использованию богатств морей и океанов.)

 

IV. Практическая работа

    Сейчас, выполняя практические задания на компьютере, вы используете свои теоретические знания.

- Итак, первое:
1. Запуск программы "Зарубежная Европа" (работа учителя информатики).

- Ребята, программа "Зарубежная Европа" находится в компьютере на диске С:\. Давайте запустим её.

- Для этого нужно:

  1. Открыть "Проводник";
  2. Открыть диск С:\
  3. Открыть папку "Euro.Win";
  4. Запустить исполнимый файл "Europe.exe";
  5. В открывшемся окне программы ввести своё имя и нажать клавишу "Enter". После чего открывается рабочая часть:


- А теперь послушайте задание от учителя географии.

Задание №1
"Сбор информации о стране"

  1. Выбрать страну для изучения.
  2. Выписать в тетрадь данные о ней.

Работа учителя информатики:

  • Ребята, щелкните мышью по кнопке:
  • Затем щелкните указателем мыши по нужной стране (должно прозвучать название страны, а она должна выделиться желтым цветом);
  • После этого щелкните по кнопке:

  • Окно рабочая часть программы примет вид:

 

  • Каждая кнопка в данной группе выводит чуть ниже свою информацию: население, площадь, правление, этнические группы, языки, религии, основные города, климат, валюта.

    Выпишите эти данные в тетрадь.

    Время на работу - 5 минут.

Пример работы в тетради

Экономико-географическая характеристика Швейцарии.

  1. Численность населения: 6866000 чел.
  2. Площадь: 41290 км2.
  3. Форма правления и административно-территориальное устройство - ФР.
  4. Национальный состав:

Немцы

65%;

Французы

18%;

Итальянцы

10%;

Испанцы

2%;

Романцы

1%;

Другие

4%;

  1. Язык:

Немецкий

65%;

Французский

19%;

Итальянский

12%;

Ретороманский

1%;

  1. Религиозный состав:

Католики

48%;

Протестанты

44%;

Другие

8%;

  1. Города:

Цюрих

351000;

Базель

174000;

Женева

164000;

Берн

138000;

Лозанна

126000;

Винтертур

85000;

Санкт-Галлен

73000;

  1. Климат умеренный (подвержен высотно-поясному фактору).
  2. Валюта - швейцарский франк.
  3. Природные ресурсы - рекреационные.
    Работу продолжить дома, указав специализацию данной страны.
  4. Специализация:

- фармацевтическая;

- высокоточные станки;

- измерительные приборы;

- часы;

- пищевая промышленность;

- туризм;

Задание: "Увеличить страну".

  • выписать города;
  • запомнить расположение городов;
  • прослушать гимн;

Работа учителя информатики:

- Для увеличения страны нужно щелкнуть по кнопке

- При этом карта страны должна принять примерно такой вид:


- Для прослушивания гимна нужно щелкнуть кнопку:

- На эту работу - 5 мин (запись в тетрадь).

Задание №2
"Поиск города"

1. Поиск города, помеченного стрелкой.
2. Поиск города с заданным именем.

Работа учителя информатики:

- Для начала этой игры нужно, чтобы карта выбранной вами страны была увеличена во весь экран (так, как в прошлом задании), затем щелкнуть по кнопке:


- При этом на экране появятся еще две кнопки:

 

поиск города выделенного стрелкой;
(при выборе города из списка, нужно сделать двойной щелчок мышью)

 

 

 

 

поиск города, по названию;
(при выборе города на карте нужно произвести двойной щелчок)



- Вы должны поработать сначала с первой, а потом со второй кнопками.

- В процессе работы над этим заданием, ведется подсчет набранных вами очков:

 

здесь считаются ваши очки;

 

 

 

 

здесь считаются очки компьютера
(если вы отвечаете неправильно);



- Набранные очки нужно записать в тетрадь;

- Время - 5 минут.

Задание №3
"Вопросы по изучаемой стране"

Работа учителя информатики:

- Этот вид работы включается кнопкой:


- Записать в тетрадь количество баллов;

- Время работы - 5 минут.

Задание №4
"Поиск страны"


Работа учителя информатики:
- Игра "Поиск страны" начинается после щелчка по кнопке

- Страну вы будете искать двумя способами:

 

- по имени (5 минут);

 

 

 

 

- по столице (5 минут);



Учитель географии:

- Записать в тетрадь количество баллов;


Задание №5
"Поиск страны по её контуру и положению"

По расположению

Работа учителя информатики:

- Для поиска страны по её расположению, нужно щелкнуть по кнопке:



- На карте будет выделена страна, название которой вам нужно найти в списке и произвести двойной щелчок по ней.

- Работать 5 минут. Записать в тетрадь количество баллов.

По контуру


- Для поиска страны по её контуру нужно щелкнуть по кнопке:



- Смысл игры заключается в том, чтобы поместить контур страны на её место на карте Европы.

- Для этого вам нужно щелкнуть мышью на предложенном контуре. Например:


- Перетащить контур на его место:


- И щелкнуть мышью, чтобы поставить контур на место.

- На постановку контура даётся 3 попытки;
- На работу с этой игрой - 5 минут.
- Записать набранные баллы в тетрадь.

V. Подведение итогов.


    Вывод о работе учащихся делает учитель географии и информатики.

- Мы завершили с вами изучение темы "Зарубежная Европа".
- Скажите, что значит для вас та информация, которую вы получили, работая с компьютерной программой?
- Полезна ли это информация?
- Как вы можете использовать эти знания?
- Думаете ли вы дальше углублять свои знания по этой теме?
- Как вы планируете это делать?
- Довольны ли собой вы остались?

VI. Домашнее задание

  1. Закончить задание №1;
  2. Выполнить задание №6 стр. 166 учебника 10 класса Максаковский.
  3. Используя рисунок, подтвердите цифрами и данными, что Зарубежная Европа является мировым очагом мировой иммиграции.

- Результаты работы оформите в виде таблицы:

Страны иммиграции

Страны эмиграции

 

 


- Ответьте на вопрос:

    Чем объяснить, что страны иммиграции - это страны Северной и Западной Европы, а страны эмиграции - это страны Южной Европы, Африки, Азии, Латинской Америки?

- Оценка за урок будет выставлены после проверки тетрадей.

 

Hosted by uCoz