Интегрированный урок русского языка и информатики на тему: «Обобщение изученного о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами и использование текстового процессора Word на уроках русского языка» (10 класс)

Цели (русский язык и информатика): повторение изученного о постановке знаков препинания при однородных членах предложения; развитие письменной речи учащихся (составление предложений с однородными членами и написание сочинения-миниатюры), развитие творческой активности учащихся; использование полученных знаний текстового процессора Word для работы на обобщающих уроках русского языка.

Задачи: закрепить навык учащихся пунктуационного оформления на письме однородных членов с бессоюзной, с союзной связью и с обобщающим словом; добиться более глубокого и прочного освоения темы «Текстовый процессор Word».

Объем знаний, необходимых учащимся:
• уметь правильно определять однородные члены предложения;
• уметь составлять предложения с однородными членами по картине;
• уметь различать несколько рядов однородных членов предложения;
• уметь форматировать и редактировать текст;
• уметь вставлять в текст рисунки.

Оборудование:
• репродукции картин русских художников;
• электронный репетитор-тренажер «МедиХаус» (курс русского языка), установленный на компьютерах;
• дидактический материал по теме «Русская береза» (текст художника Н. Жукова);
• комплекс, состоящий из демонстрационного экрана и компьютера с программным обеспечением;
• компьютерный класс с установленной операционной системой Windows и пакетом Microsoft Office.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока
(Учащиеся сидят за партами, слайд 1)

Учитель русского языка.
Сегодня у нас будет интегрированный итоговый урок-практикум по теме русского языка «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» и по теме информатики «Текстовый процессор Word». В течение всего урока с помощью программы «МедиаХаус» и текстового процессора Word вы будете упражняться в умении находить однородные члены и ставить знаки препинания, покажете умение работать в текстовом процессоре Word.
На этом уроке вы получите оценки по двум предметам: по русскому языку и информатике.

II. Устный опрос
Учитель русского языка.
• Какие члены предложения называются однородными?
• Как могут соединяться однородные члены предложения?
• Какие члены предложения могут быть однородными?
• При помощи каких союзов соединяются однородные члены предложения?
• В каких случаях ставятся запятые при однородных членах?
• В каких случаях ставится тире и двоеточие при однородных членах с обобщающим словом?

III. Закрепление изученного материала
1). Работа с программой «МедиаХаус».
Учитель русского языка.
Для выполнения следующего задания вы должны занять свои места за компьютерами. Сейчас мы будем работать с программой «МедиХаус». Откройте уровень 3, тема: «Однородные члены предложения», раздел «Проверь себя». (слайд 2)
Найдите предложения по схемам, показанным на экране, и запишите их в тетрадь (на экране высвечивается задание, учащиеся находят предложения, записывают их и объясняют постановку знаков препинания, слайд 3).

2) Работа с текстом на компьютере после выполнения предыдущего задания.
(Учитель информатики готовит учащихся к следующему этапу урока). Учитель информатики.
Прежде чем выполнить новое задание ответьте на вопросы.
• Какое расширение имеет файл, созданный с помощью программы MS Word?
• Что такое форматирование и редактирование текста?
• Назовите способы выделения фрагмента текста.
• Какие действия можно выполнить с выделенным фрагментом текста?
Внимательно прочитайте задание на экране и выполните его. Скопируйте в свою папку файл, полное имя которого Гимназия 5| Задание | Итоговый урок | Задание №2.doc,
произвести выравнивание текста по ширине;
оформить абзацный отступ;
установить размер шрифта – 16;
(На экране через проектор высвечивается задание, слайд 4)

Учитель русского языка (после выполнения задания по информатике). Найдите в данном тексте предложения с однородными членами и выделите их полужирным шрифтом и курсивом.

Текст задания:

У каждого дерева, как у человека, свой облик и свой характер. Береза застенчива и нежна, дуб могуч и кряжист, осина сиротлива и тревожна, клен праздничен и наряден, липа мягка, добра и уютна. Какое очаровательное дерево – береза! Она хороша летом и зимой, весной и осенью.
Поэтому, наверное, так много стихов и песен посвящено русской березе. Смотришь на березу и слышишь деревенские хороводные песни, переливчатые звуки гармоники, балалаечные вариации, обязательно вспомнишь Есенина и в душе любовно обнимешь это дерево, как самое тебе близкое и дорогое.
(Н.Жуков, художник)

3) Подбор иллюстраций к содержанию текста с использованием текстового процессора Word.
Учитель русского языка.
Сейчас вы вставите в текст, в котором есть однородные члены предложения, одну иллюстрацию из нескольких предложенных, она должна наиболее полно и ярко отразить содержание данного текста. А как выполнить это задание на компьютере, вам расскажет учитель информатики. (Учащимся предлагается несколько иллюстраций, необходимо выбрать одну к тексту)
Учитель информатики.
Как вы поняли, следующее задание у вас будет связано со вставкой рисунка из файла. Ответьте, как вставить в документ изображение?
• Как изменить размер рисунка?
Посмотрите на экран. Сейчас я вам покажу, как сделать картинку в тексте обтекаемой (учитель показывает через проектор действия над картинкой).
А теперь откройте файл, расположенный по следующему пути: Гимназия 5| Задание | Итоговый урок | Задание №3.doc, скопировать этот файл в свою папку.
Из папки Гимназия 5| Задание | Итоговый урок вставить нужную иллюстрацию к тексту, и сделать ее обтекаемой.
(На экране высвечивается задание, слайд 5).

Учитель русского языка.
В предложенном тексте, в который вы вставили иллюстрацию, расставьте знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Текст задания:

В березе есть все и бабий ситцевый платок побеленная хата и русская печь половик и холщовая рубашка и курочка ряба и даже молоко, которое пьют на всей земле. Всматриваясь в кряжистые угловатые стволы, вспоминаешь мозолистые крестьянские руки сноровисто делающие любую тяжелую работу и колыбельные песни матери и радостные стихи Есенина.
В радостном устремлении березок в бездонную лазурь неба чувствуется особая ликующая мелодия. Стволы деревьев словно купаются в чистом прозрачном воздухе, словно тянутся к теплу и свету.
(Н. Жуков, художник)

4) Творческая работа (сочинение-миниатюра по картине И. Левитана)
Для выполнения следующего задания учащиеся занимают свои места за партами. Учитель информатики выводит на экран репродукцию картины И.Левитана «Опушка леса». (слайд 6)

Учитель русского языка.
Уже не первый раз вы работаете по картинам И.Левитана. Сегодня мы снова встретимся с творчеством этого художника.
Посмотрите внимательно на репродукцию картины И. Левитана «Опушка леса». Что изображено на ней? Какое время года, по вашему мнению? Какие деревья изобразил художник? Можно ли использовать предложения из текста предыдущего задания для того, чтобы описать эту картину? (Текст предыдущего задания у каждого на парте)
Вы должны составить предложения с однородными членами и написать сочинение-миниатюру в тетрадь по этой репродукции, используя предложения из предыдущего задания.
(Учащиеся составляют предложения с однородными членами, пишут и зачитывают свои сочинения-миниатюры.)

III. Подведение итогов урока
Учитель информатики
Сегодня на уроке вы показали свое умение в работе на компьютере в текстовом процессоре Word и закрепили знания по русскому языку на тему «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».
Отметки за выполненные задания ставятся по двум предметам: по информатике и русскому языку.

(Выполненные на компьютере задания по русскому языку и информатике проверяются учителями после уроков, отметки объявляются на следующих уроках информатики и русского языка).

 

Hosted by uCoz