Урок  № 1

Тема: Команда  ветвления и ее описание учебным алгоритмическим языком.

 

Цели и задачи урока:

 

Задачи урока:

Цели:

Тип урока:  урок изучения нового материала.

 

Оборудование: карточки с текстами задач.

Ожидаемые результаты:

В конце урока ученики смогут:

 

Ход урока

I.                   Орг. Момент.

II.                Актуализация опорных знаний

·        Что такое алгоритм?

·        Какие основные свойства алгоритма знаете?

·        Какие способы описания алгоритмов знаете?

III.             Изучение новой темы (работа в группах).

                          1.  Постановка задачи

Учитель. Хотелось  бы вам научить компьютер рассуждать?

 

2.         Решение простейших задач с использованием алгоритмического языка.

Задача 1.

Напишите алгоритм решения следующей задачи:

Компьютер  спрашивает пользователя: «Сколько вам лет?» Если ответ больше 100, то отвечай «Вы хорошо сохранились!» В противном случае желает: «Лет до 100 расти вами до старости!»

 

·                    Учащиеся вместе с учителем составляют блок- схему алгоритма:

 

 

 

 

 

 

 

*                 Затем учитель предлагает ребятам записать созданный алгоритм на алгоритмическом языке. Ученики диктуют учителю строки алгоритма с операторами, которые они уже знают; учитель записывает их на доске, а учащиеся в тетради:

алг Возраст (нат А, лит      X, Y)

арг   A

рез    Y

нач

 Х:=» Сколько Вам лет?»

 

 

·                    Далее идет логическое предписание, запись которого ученикам еще неизвестна. Учитель объясняет формат оператора условного перехода, ученики записывают объяснения в тетради.

Примечание. В «сильном» классе (при наличии времени) можно предложить ученикам самим придумать формат оператора условного перехода.

 

Если  условие  ТО команда 2    Иначе      команда 2

Все

 

·                    После объяснения учитель предлагает ребятам самостоятельно дописать алгоритм (с условным оператором). Затем он записывает эту строку на доске, ребята проверяют, правильно ли они выполнили задание, находят и анализируют ошибки.

алг Возраст(нат    А, лит      X, Y)

арг   A

рез    Y

нач

 Х$:=» Сколько Вам лет?»

Если  A>100  ТО  Y$:=”Вы хорошо сохранились”    Иначе      Y$:=”Лет до 100 Вам расти без старости”   

Все

Кон

 

Далее учащиеся решают следующую задачу (вместе с учителем). Помимо собствен­но решения задачи им предлагается найти общее и отличное с предыдущей задачей.

Задача 2.

Напишите алгоритм решения следующей задачи:

Компьютер  спрашивает: « Любите ли вы мороженое?» Если ответ положительный, то отвечает:  «Поедим вместе!* В противном случае просит:  «Отдайте мне!»

 

·                    Для записи блок-схемы алгоритма к доске вызываются три ученика (по жела­нию; при отсутствии желающих достаточно вызвать одного), В случае затруднений учитель оказывает помощь.

·                    Остальные ребята работают в тетрадях.

·                    Первым трем ученикам, справившимся с заданием, предлагается написать алгоритм  на алгоритмическом языке. 

·                    Примечание. Традиционная ошибка — непонимание в случае наличия в условии символьной переменной.

·                    Затем три ученика приглашаются к доске для записи алгоритма   на алгоритмическом языке.  (по желанию; при отсутствии желающих вызываются средние ученики).

Через 4—5 минут их решение проверяется и обсуждается; сравнивается с решени­ями задачи первых 3 учеников, демонстрируется работа созданных учениками алгоритмов.

 

 

алг Возраст(лит      X, Y)

арг   Х

рез    Y

нач

 Х$:=» Любите ли Вы мороженое?»

Если  X$:=”Да”  ТО  Y$:=”Поедим вместе”    Иначе      Y$:=”Отдайте мне”   

Все

Кон

 

*      Далее предлагаются сразу две задачи   (работают в группах самостоятельно)

Задача 3.

Описать блок-схемой и   алгоритмическим языком алгоритм решения следующей задачи:

Компьютер спрашивает: спрашивает: «Сколько будет 2 + 2 = ?» Если ответ верен, то отвечает:« молодец». В противном случае:  «Запомните: 2 + 2 = 4

 Задача 4.

Описать блок-схемой и   алгоритмическим языком алгоритм решения следующей задачи:

Компьютер спрашивает: «Делаете ли вы по утрам зарядку?? Если ответ положительный, то отвечает: «Физкульт-ура!» В противном случае желает: «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»

*      Предлагаются вопросы для обсуждения:

          Найти общее и различие в постановках задач.

          Какая из задач 3, 4 ближе к задаче 1, а какая — к задаче 2?

          Что нужно изменить в блок-схемах решения задач 1, 2, чтобы они стали
блок-схемами решения задач 3, 4?

          Что нужно изменить в решении задач 1, 2 на алгоритмическом языке, чтобы они стали рещениями задач 3, 4?

Примечание. При недостаточном понимании учитель предлагает ребят решить задачи 3, 4 независимо от решения задач 1, 2. Учащиеся решают эти задаче самостоятельно с последующей самопроверкой. Затем к доске вызываются две пары учеников (в каждой паре один ученик — средний, а другой — слабый) для записи решения задач с помощью блок-схемы и  на алгоритмическом языке.

Примечание. Сильным ученикам предлагаете задание: самим попробовать придумать аналогичные задачи.

IV.              Создание учениками своих собственных задач на заданную тему (в группах)

С начала учебного года учащиеся разделены на группы по 3—4 человека, сидящих за соседними партами.

На данном этапе работы каждой группе предлагается задание: придумать задачу, аналогичную рассмотренным ранее на уроке. Условия задач записать в тетрадь.

V.                 Подведение итогов работы по группам. Выставление оценок

VI.              Самостоятельная работа (решение задач, придуманных учениками
других классов)- если останется время.

VII.           Домашнее задание

Придумать задачу с разветвляющимся алгоритмом.  Записать решение с по­мощью блок-схемы и на  алгоритмическом языке

VIII.        Подведение итогов урока.

 

Hosted by uCoz