Урок 3
Тема. Создание алгоритмов и программ на обработку табличных величин.
Цели:
1. Формировать
навыки и умения составления алгоритмов и программ с использованием массивов.
Познакомить учеников с вложенными циклами. познакомить учеников с понятиями двумерный массив данных, элемент двумерного массива,
индексы двумерного массива; формировать навыки и умения составлять программы с
использованием двумерных массивов.
2. Развивающая - Учить строить аналогии, выделять
главное, ставить и решать проблемы.
3. Воспитательная - Воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и
дисциплинированность.
Ход урока.
I.
Орг. Момент. Сообщение целей урока.
II.
Актуализация опорных знаний( в это время 3 ученика пишут на компьютерах дом
задание).
·
Что такое
массив? -это
набор однотипных данных, к которым можно обратиться с помощью единственного
имени.
· Что такое элемент массива -это каждое значение в массиве.
·
Что
такое индекс?- это Номер элемента в списке
·
Какие бывают
массивы?
·
Что такое
одномерный и двухмерный массивы?
·
Как описываются
массивы?
·
Как
составляется имя элемента в одномерном и двухмерном массивах?
III.
Проверка домашнего задания
Задача Задача.
В массиве Х найдите min из положительных элементов.
Program e_4;
Const n=5;
Var x:array[1..n] of
integer; min,I:integer;
Begin
For i:=1 to n do
begin
write(' chislo');
readln(x[i]);
end;
min:=x[1];
For i:=2 to n do
If (x[i]>0) and (x[i]<min) then
min:=x[i];
Writeln('min=', min);
End.
IV.
Новая тема.
1. Мотивация.
•
На этом занятии вы познакомитесь с алгоритмом формирования таблиц
умножения и сложения, научитесь формировать массивы в программах, применять их
при составлении программ. А так же мы
познакомимся с реализацией вложенных циклов.
Рассмотрим
применение вложенных циклов при
составлении различных программ.
2. Задача 1. Создать программу для формирования таблицы умножения (таблицы Пифагора).
· Задание. Создать таблицу Пифагора в Excel
· Какие закономерности?
(каждое значение таблицы произведение номера строки
на номер столбца).
·
Сколько строк и столбцов?
·
Как изменяются номера строк и столбцов? Вывод: надо применять
вложенные циклы.
·
Вложенные
циклы:
Цикл называется вложенным, если он находится в теле
другого цикла.
for i:=0 to n do
begin
for j:=0
to m do
begin
for
k:=0 to w do
begin
end;
end;
end;
Внутренний цикл должен полностью находиться в теле внешнего цикла.
Примером является игрушка «матрешка».
3.
Запись в программе задачи вложенных циклов
for i:=1 to 10 do
for i:=1 to 10 do
4. Использование двумерных массивов.
·
Описание двумерных массивов.
· Описание элементов, имени элемента , индекса двумерного массива?
5. Составление алгоритма программы:
A. Заголовок;
B. Описание переменных.
var i,j:integer;
a: array [1..10,
1..10] of integer;
C. Вложенные циклы:
for i:=1
to 10 do
for i:=1
to 10 do
D. Команда нахождения произведения номеров строк и столбцов.
a[i,j]:=i*j;
write(a[i,j]:3,' |');
6. Готовая программа:
Program Piphagor;
Uses crt;
var
i,j:integer;
a: array [1..10,
1..10] of integer;
begin
clrscr;
{сама
таблица}
for i:=1
to 10 do
begin
for j:=1 to 10 do
begin
a[i,j]:=i*j;
write(a[i,j]:3,' |');
end;
writeln;
end;
end. Результат:
7.
Отредактировать программу так, чтобы она заполнила таблицу Пифагора суммами
номеров строк и столбцов.
Program Piphagor;
Uses crt;
var i,j:integer;
a: array
[0..10, 0..10] of integer;
begin
clrscr;
for i:=0 to 10 do
begin
for
j:=0 to 10 do
begin
a[i,j]:=i+j;
write(a[i,j]:3,' |');
end;
writeln;
end;
readln;
end.
8. Обсуждение программы.
V.
Итоги урока. Выставление оценок тем учащимся, которые справились
с работой самостоятельно.
VI. Домашнее задание. Выучить теорию. Задача. Составить программу, которая составляет таблицу умножения на 5.