Урок 4.
Тема. Создание алгоритмов и программ на обработку табличных величин.
Цели урока:
· закрепить понятия двумерного массива; формирование умений осуществлять ввод и вывод значений элементов двумерного массива; отработка навыков решения простейших задач с применением двумерных массивов; формирование умений работы с диагональными элементами двумерногомассива;
· Развивающая - Учить строить аналогии, выделять главное, ставить и решать проблемы.
· Воспитательная - воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность.
Ход урока
I.
Орг. Момент. Сообщение целей урока.
II.
Актуализация опорных знаний ( в это время 1 ученик
пишет на доске программу из домашнего задания; еще 3 человека-
на своих компьютерах).
(Двумерным массивом размера п на т называется таблица, состоящая из п строк и т столбцов).
2.
Учитель. Привести
примеры двумерных массивов.
3.
Какими
характеристиками обладают двумерные массивы?
( Двумерный массив обладает четырьмя характеристиками:
· имя;
· тип;
· размерность — 2;
· размер — п на т).
4. Чем отличаются характеристики двумерных массивов от характеристик одномерных?
(Значение характеристик двумерных массивов несколько иное, чем у одномерных массивов:
· размерность равна двум,
· размер записывается двумя числами, первое из которых указывает на количество строк в массиве, второе — на количеств! столбцов).
5.
Учитель.
Примером двумерного массива может служить камера хранения, в которой лежат какие-либо вещи. Какие
характеристики имеет данный массив?
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
пусто |
корзина |
пусто |
пусто |
футляр |
2 |
сумка |
пусто |
ведро |
пусто |
ключ |
3 |
пусто |
сумка |
сумка |
пусто |
сумка |
Для нашего случая характеристики будут следующими:
· имя — К (от «камера хранения»);
· тип — вещевой (по содержимому ячеек), т. е. символьный;
· размерность — 2 (по расположению элементов массива);
· размер — 3 на 5 (по количеству строк и столбцов).
· Учитель. Что находится в ячейках камеры К$(2, 2), Х$(3, 4), К$(5, 2), К$(3, 5)
· ячейки К$(6, 2) и C$(3, 6) не существуют.
· В каких ячейках лежат одинаковые вещи? (К$(2, 1), К$(3, 2), K$(S, 3), К$(3, 5) .
III.
Проверка домашнего задания.
Program Tabliza;
Uses crt;
var i,j:integer;
a: array [1..10] of integer;
begin
clrscr;
for i:=1 to 10 do
begin
writeln(i,'*',5,'=',i*5);
end;
end.
IV. Новая тема.
Какие
затруднения вы испытывали при составлении программы в домашнем задании?
Сегодня на занятия мы углубим и систематизируем знания о двумерных массивах. сформируем умения работы с диагональными элементами двумерногомассива.
A. Двумерный массив можно представить себе в виде таблицы, в которой все строки и столбцы пронумерованы.
Каждый элемент такого массива имеет два индекса:
Первый индекс – это номер строки;
Второй индекс – номер столбца.
A[1,1] |
A[1,2] |
A[1,3] |
A[1,4] |
A[1,5] |
A[2,1] |
A[2,2] |
A[2,3] |
A[2,4] |
A[2,5] |
A[3,1] |
A[3,2] |
A[3,3] |
A[3,4] |
A[3,5] |
A[4,1] |
A[4,2] |
A[4,3] |
A[4,4] |
A[4,5] |
B. Описание двумерных массивов:
Const n=4;
m=5;
Var A :array [1..n, 1..m] of integer;
C. Двумерные массивы создаются путем ввода данных с клавиатуры, с помощью случайных чисел и вычислений по формулам.
D. Для формирования массива используется два вложенных цикла. Первый цикл перебирает строки, а второй – столбцы.
For i:=1 to n do
for
j:=1 to m do
readln (a[i , j]);
V.
Практическая работа.
Задача. Просуммируйте диагональные элементы квадратной матрицы А.
Пояснение.
· Если количество строк и количество столбцов массива совпадают и равны п, то массив называется квадратной матрицей размера (порядка) п.
· Элемент квадратной матрицы, номер столбца и номер строки которого совпадают, называется диагональным.
Пример. Рассмотрим камеру хранения.
|
1 |
2 |
3 |
1 |
пусто |
корзина |
люстра |
2 |
сумка |
пусто |
ведро |
3 |
чемодан |
сумка |
сумка |
Диагональные элементы К(1, 1), К(2, 2), К(3, 3). Значения элементов пусто,пусто,сумка.
Программа.
Program
Summa;
Const
n=10;
var i,j:integer; m:integer;
a:array[1..n,1..n] of real;
s:real;
begin
writeln('‘Введите
количество строк или столбцов квадратной матрицы’');
readln(m);
s:=0;
for i:=1 to m do
begin
for j:=1 to m do
begin
writeln(' введите число');
readln(a[i,j]);
end;end;
for i:=1 to m do
begin
for j:=1 to m do
begin
if i=j then
s:=s+(a[i,j]);
end; end;
writeln(s:3:1);
end.
Примечание.
Закомментировать эту программу (фигурными скобками).
VI.
Самостоятельная работа.
Задача
2.
Составить программу, которая вычисляет суммы элементов столбцов двумерного массива.
Program
Summa;
Const
n=10; m=5;
var
i,j,k,l:integer;
b:array[1..n,1..m]
of integer; s:integer;
begin
writeln('‘Введите количество строк или столбцов квадратной
матрицы’');
readln(k,l);
s:=0;
for i:=1 to k do
begin
for j:=1 to l do
begin
writeln(' введите числа');
readln(b[i,j]); {vvod chisel}
end; end;
for i:=1 to k do
begin
for j:=1 to l do
s:=s+b[i,j]; {summa}
end;
writeln(s);
end.
VII. Итоги урока. Выставление оценок за самостоятельную работу.
На этом уроке мы узнали:
5. Дом задание. Сложите два двумерных массива — А
и В. Результатом является двумерный массив С.