Урок 3.

Решение задач с использованием ветвления

Цель урока:

Ход урока

I.                  Проверка домашнего задания.

1 ученик

Примерный ответ:

1.      Условный оператор определяется ключевым словом IF.

2.      После этого ключевого слова указывается условие – выражение, при вычислении которого получается логическое значение.

3.      За условием идёт ключевое слово THEN.

4.      Условие показывает, какая группа операторов выполняется за ключевым словом THEN, если значение условия – истина, то выполняется одна группа операторов, если ложно, то выполняется другая группа операторов.

 

2                    ученик

           пишет на доске программу «Из 2 данных чисел найти  наименьшее».

 

Program matem-3;

Uses CRT;

Var a,y,z :real;

Begin

Writeln(‘Ввести числа А,B’);

   Readln(a,b);

    If a>b then z:=a else z:=b; 

    Writeln(z:3:1);

End.

Выставление оценок.

 

III.            Постановка цели урока. Объяснение нового материала.

1.     Понятие  о логических выражениях.

Мотивация учебной деятельности учеников

Достаточно часто при составлении программ не достаточно простых условий типа x>y или  a<=3. Для создания более сложных условий  (10<x<14) и используются составные или сложные условия.

 

Для построения сложных условий в Паскале существуют логические операции And(и) Or(или), Not(не). Выражения, между которыми стоит логическая операция, берутся в скобки. Например,

If (x>=0) and (x<=b) then….

2. Способы ветвления алгоритма на несколько рукавов.

Один из способов реализации ветвления на несколько рукавов – использование вложенных операторов IF.

Рассмотрим этот способ на примере: (открыть презентацию “Оператор сравнения». Слайды № 15-16-17).

А)

 

 

 

В)  Формат «управляющие конструкции IF» переписать в тетрадь.

Программа для нашего примера

примет вид:(переписать в тетрадь ; слайд 16)

 

Program Pr4;

Var a,x: integer;

Begin

Writeln('Введите x')

Read (x);

If x<0 then a:=x+1

    Else

       If x<10

           Then a := 2*x

            Else a := 0;

Writeln (a);

End

 

 

С) Второй способ реализации ветвления на несколько рукавов – использование нескольких неполных операторов IF

Пример 2

 

  Составьте программу, определяющую наибольшее значение переменных X,Y,Z.( слайд 17)

 

Program Pr5;

Var x, y, z, p: integer;

Begin

WriteLn (‘Задайте значения x, y, z’);

ReadLn (x, y, z);

p:=x;

If p<y then p:=y;

If p<z then p:=z;

WriteLn(‘Наибольшее значение =’, p:6);

ReadLn;

End.

Программу переписать в тетрадь

 

 

IV.              Практическая часть

Задача 1. Определить существование треугольника со сторонами а, в и с.

Из геометрии известно, что треугольник существует, если сумма двух его сторон больше третей. (2 сильных ученика пишут свои программы на доске, остальные- на компьютерах).

Program Pr5;

Var a,b,c: real;

Begin

WriteLn (‘Введите длины трех сторон треугольника’);

ReadLn (a,b,c);

If  (a+b>c) and (b+c>a) and (c+a>b)

 then  Writeln(‘существует’)

else  Writeln(‘не существует’);

End.

Обсуждение написанной программы

Ø      Почему  в программе использовали логические операции?

Ø      Верность записи логических операций в сложном условии?

Задача 2.

Составить программу, которая предлагает Ивану-Царевичу выбрать правильное направление пути. (работа с презентацией. Слайд № 21. Программу переписать в тетрадь)

У Ивана-Царевича есть три варианта дальнейшего пути:

          направо,

          налево,

           вперед.

Program Pr7;

Var p :string;

Begin

WriteLn (‘Куда путь держишь?’);

ReadLn (p);

If p=‘направо’  then  writeLn (‘Коня потеряешь’);

If p=‘налево’  then  writeLn (‘Голову сложишь’);

If p=‘прямо’  then  writeLn (‘Невесту найдешь’);

ReadLn;

End.

Обсуждение  программы:

Ø       Какой способ ветвления использован в программе задачи 2.

(Один из способов реализации ветвления на несколько рукавов – использование вложенных операторов IF. )

 

 

V.                 Домашнее задание.

1.      Написать программу, которая проверяет, делится ли на 3 целое число, введенное с клавиатуры.

2.      Из трех данных чисел выбрать наибольшее

VI.              Итог урока. Выставление оценок

Сегодня мы узнали:

Ø       Как записываются сложные условия с помощью логмческих операций.

Ø       Ветвление на три и более рукава можно организовывать с помощью вложенных команд IF, нескольких неполных команд IF, а также, комбинируя обе возможности.

 

 

 

Hosted by uCoz