УРОК 3.  Проектирование БД, создание таблиц.

Тема. Проектирование базы данных в среде СУБД Ассеss. Создание таблиц БД.

Цель:

Учебная:

·                                                                    Показать важность проектирования базы данных:

·                                                                    Научить учеников определять цель создания базы данных, основные функции и формы сохранения информации,

·                                                                    Выработать привычки выбора методов СУБД Ассеss с создания таблиц,

Развивающая

·                Развивать умение и привычки создавать таблице в среде СУБД Ассеss

Воспитательная:

·                Формировать привычки собранности, внимательности, аккуратности при работе с компьютером.

План урока

1.        Проверка усвоения материала предшествующего урока.

2.        Понятие о проектировании баз данных.

3.        Этапы проектирования конкретной БД.

4.   Понятие структуры таблицы БД. Режимы создания таблиц в СУБД Ассеss.

5.        Типы данных, которые используют в СУБД Access

6.        Использование режима конструктора для создания и редактирования струк- туры таблицы БД.

7.        Алгоритмы создания и работы с таблицами в режиме таблицы и Мастера таблиц.

Новые термины  и понятия: этапы проектирования базы данных, структура таблицы БД, режим конструктора, режим таблицы и режим мастера, типы данных БД.  

Ход урока

1.      Орг момент.

2.      Проверка усвоения материала предшествующего урока.

Фронтальное опрашивание:

  1. Что такое база данных? Назовите основные свойства базы данных.
  2. Что такое СУБД? Каким требованиям должны удовлетворять СУБД?
  3. Что такое реляционная  модель данных? Приведите примеры.
  4. Что такое иерархическая структура данных?
  5. Чем отличается сетевая модель данных от иерархической?

 

1.      Понятие о проектировании баз данных.

Теоретический конспект( предлагается ученикам на экране монитра для комментированного чтения. Во время чтения записать в тетради ответы на вопросы:

Þ           этапы проектирования базы данных,

Þ           структура таблицы БД,

Þ                       режим конструктора,

Þ           режим таблицы и режим мастера,

Þ           типы данных БД.  

 

Місrоsоft Ассеss объединяет сведения из разных источников в одной реляционной базе данных. Объекты базы данных дают возможность эффективно обновлять данные, получать ответы на вопрос, осуществлять поиск необходимых данных, анализировать данные, печатать отчеты, диаграммы и т.п.. Данные одной таблицы можно просматривать в разных объектах БД. Если редактируются данные в таблице, такие самые данные обновляются во всех объектах, где они имеются.

Создание базы данных происходит в несколько этапов. Первым (и наисложнейшим) является этап проектирования. Именно от него зависит успешная работа с базой. Если БД спроектирована некорректно, изменения вносят в уже созданные объекты для этой базы (формы, отчеты, запить и т.п.), что неудобно и не эффективно. Создание БД условно делится на такие этапы:

1)      проектирование (на бумаге или в специальных программах);

2)      программная реализация — технология создания БД;

3)  эксплуатация БД.

На этапе проектирования:

1)       определяют проблему;

2)       выбирают и анализируют информацию, которую будет удерживать конкретная БД;

3)       дают информацию в базы данных.

 

Для сохранности информации в БД пользуются несколькими таблицами, а для обработки данных создают формы, запросы, отчеты и т.п..

Конечно, можно создать базу данных, в которой будет одна таблица. Но она будет перегружена информацией. Одни и одни и той же данные повторяются, работать с такой таблицей неудобно. Лучше информацию распределить по отдельным таблицам, любая из которых будет посвящена отдельной подтеме. Примером может быть учебная база «Борей». По необходимости можно просматривать и работать с отдельными таблицами. Для получения сведений из разных таблиц их соединяют специальными средствами.

Перед созданием таблицы необходимо вообразить ее структуру — общий вид таблицы (количество и содержание полей таблицы). Перед работой в Ассеss таблицы лучше изобразить на бумаге, это уменьшит количество исправлений в готовой таблице. При этом необходимо придерживаться правил: не повторять информацию как в границах одной таблицы, так и между таблицами, каждую таблицу создавать для информации только на одну тему. На этом этапе решают, какие объекты будут в БД, какие  между ними необходимо создать связи, какие  поля объявить ключевыми.

Технология создания БД базируется на:

а)           описании полученных таблиц средствами СУБД ;

б)           разработке отчетов, экранных форм, запросов, макросов и программ;

в)           настраивании и тестировании.

На этапе эксплуатации происходит изменение и дополнение отдельных объектов БД, анализ информации средствами СУБД.

Пример:

СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ «Украина»

1.           Определение проблемы

Составить базу данных, которая бы сохраняла разнообразные сведения об областях Украины (их областные центры, население, площадь, учебную систему, сферу отдыха и т.п.).

2.           Анализ информации

Чтобы выяснить количество и тематику объектов базы, необходимо определить список данных, которые следует внести в базу. БД «Украина» может сохранять такие сведения о любой из областей:

  область;

  областной центр;

  население;

  площадь;

  густота населения;

  количество районов;

  телефонный код области;

  высшие учебные заведения;

  санатории, базы отдыха;

  номерные знаки машин.

3. Представление информации

Если по всем данным составить одну таблицу, она будет перенасыщена сведениями и не удобная для просмотра. Поэтому эти сведения лучшее разбить на несколько таблиц, а между ними средствами СУБД установить связи. Для удобства составим таблицу на бумаге, из нее будет видно, какие таблицы-объекты будут входить в БД «Украина», состав этих объектов и действия над ними (табл. 1).

 

Макет представления информации в БД

Таблица 1

Название таблицы

Составные

Действия пользователя относительно обработки данных

1

Области

Область(название)

 

2

 

 

ОблЦентр

Введение данных в таблицу (форму)

, просмотр данных, изменение данных

3

 

 

Население

 

 

4

 

 

Площадь

 

 

5

 

 

Количество районов

 

6

 

Густота населения

 

7

Вузы

Количество ВУЗ

Получение данных как результат

работы отчетов

8

 

 

Количество санаториев

 

9

ВНЗ

Наличие воинского учреждения

 

10

 

 

Название учреждения

Введение данных в таблицу (форму), просмотр

11

 

 

Профиль ВНЗ

данных, изменение данных

12

 

 

Количество факультетов

 

13

 

 

Количество студентов

 

14

Санатории

Название

Введение данных в таблицу (форму), просмотр данных, изменение данных

15

 

 

Лечебный профиль

 

 

16

 

 

Количество мест

 

 

17

 

Начало сезона работы

 

 

18

 

Кінець сезона работы

 

 

19

Номер машин

Область

Введение данных в таблицу (форму), просмотр

20

 

 

НомЗнак

данных, изменение данных

21

 

 

ТелКод

 

 

Технология создания БД

Создание новой базы данных, открытие существующей СУБД Ассеss предлагает сразу в начале работы с пакетом. Мастер создания БД поможет на основе уже существующих объектов готовых баз данных создать свою БД с всеми объектами. Для самостоятельного создания своей БД необходимо выбрать режим Новая база данных.

Главным объектом БД есть таблица. Создание новой БД начинается с создания таблиц. Для создания новой пустой таблицы в Ассеss предусмотрен несколько режимов:

а)           Мастер таблиц;

б)           Режим таблиц;

в)           Режим конструктора.

 

 

Использование Мастера таблиц поможет выбрать поля из существующих уже таблиц.

В Режиме таблиц Ассеss предлагает пустую таблицу с такими именами полей: «поле1», «поле2», ... В таблицу сразу вводят данные. Осуществляют автоматическую установку типа данных. Пользователю остается заменить имена полей на свои — лишние поля (не заполненные данными) автоматически исчезают.

Во время использования Режим конструктора пользователь сам сначала создает структуру таблицы, а потом заполняет ее данными.

Структура таблицы — это общий вид таблицы с определенным количеством полей и их характеристиками. В создании структуры таблицы для любого поля определяют уникальное имя, тип данных, которыми будет в дальнейшем заполненное поле. Для некоторых типов вводят размер поля (ширину в количества символов). Если определяют тип данных, необходимо учитывать, какие значения будут введены в данную колонку (нельзя, например, в поле числового формата сохранять текст), сколько места необходимо для сохранности значений поля, которое операции будут выполнять с значениями (можно сосчитать сумму над значениями полей типа «числовое» или «денежное»).

Обратите внимание на тип поля «счетчик»: если значение другого типа может повторяться в границах одного поля, «счетчик» являетсярезультатом работы арифметической прогрессии, поэтому его значения никогда не дублируются.

В полях типов Числовой, Дата/время, Денежный и Логический можно определять формат вывода данных.

Определим структуру таблиц БД «Украина»

Для удобной обработки данных таблицу Области разобьем на две: Области1 с географическими данными (строки 1-4, 6, поле «Густота населения» будет результатом работы запитую, поэтому во время создания таблицы мы его избегаем) и Области2 с строками 5, 7, 8. К таблице Области!, (ВНЗ и Санатории) необходимо прибавить поле, которое будет содержать название области. Для объединения данных из разных таблиц в них определяют ключевое поле. При первом сохранении таблицы в любом режиме ее создания Ассеss предлагает определить его. К этому вопросу возвратимся более поздний, поэтому в диалоговом окне откажемся от его определения.

Таблицу Область1 создадим в режиме Конструктор.

Во время выбора режима Конструктор и таблицы для объекта Ассеss предложит на экране табличную структуру (не путать с таблицей базы данных!), каждая строка которой содержит информацию об одно поле: имя, тип данных, свойства поля. Имена полей содержат не большее 64 символов, не могут начинаться из пробела (лучше пробел вообще не вставлять), в имени не может быть знаков «.», «!», «'», «[», «]».

Переход между ячейками автоматически сохраняет введение характеристик поля в предшествующую ячейку. Переход осуществляется с помощью клавиши перемещения курсора, табуляции (по правую сторону — клавиши ТаЬ, по левую сторону — комбинация Shift+Таb) и клавиши Епtег.

В колонке Тип данных можно оставить по умолчанию Текстовый или из списка типов выбрать необходимый.

В колонку Описание вводят описание данных, которые будут содержать поле. При условии добавления новых данных в поле текст описания появится в строке состояния. Заполнять описание необязательно.

 

 

По необходимости задают значение свойств поля в нижней части окна.

Таблицу сохраняют инструментом Сохранить: в окно диалога необходимо ввести имя таблицы, например, «Области» — в окне Вашей БД среди объектов таблицы появится название Вашей таблицы.

В таблицы Области1 будут такие поля:

  поля с именами «Область», «ОблЦентр»(текстового типа) с длиной 20 символов;

  поля с именами «Население», «Площадь» будут числового типа, с числами — длинными целыми.

Таблицу «Номер машин» создадим в режиме таблиц.

 

Алгоритм создания структуры таблицы в Режиме таблиц

1.     Выбрать режим таблиц.

3.Ввести имена полей в таблицу — дважды щелкнуть на названии поля и ввести новые: Область и НомЗнак.

В этом режиме можно сразу вводить данные. Тип поля за введенными данными Ассеss определяет автоматически.                                

Таблицу «Санатории» создадим в режиме Мастер таблиц.

Алгоритм создания структуры таблицы в режиме Мастера таблиц

1.        Выбрать режим Мастера таблиц.

2.        В окне Мастера в разделе Таблицы выбрать таблицу, которая по смыслу и полями отвечает желательной (Выберем таблицу «Мероприятия»).

3.        Из названий полей существующей таблицы необходимо выбрать поля для новой таблицы:

  если количество полей такое самое, выбирают двойную стрелку (обратные стрелки дают возможность отказаться от всех полей или от выделенного);

  иначе выбирают с помощью мышки поле и нажимают одинарную стрелку (выбрать НазвМероприятня) — имя поля копируется в новую таблицу. Его можно заменить на желательное: например, изменим на НазвСанатория. Аналогично создают следующие поля новой таблицы: Место (в это поле будем вводить название области, в которой расположенный санаторий); ОписаниеМероприятия заменим на ОписСанатория ли ЛекПрофиль; ИмеетсяМест, Начальная Дата, КонечнаяДата оставляем без перемен.Конечно, при выборе полей из таблицы мастера необходимо отслеживать тип поля.

5.        Выбор кнопки Далее даст возможность ввести имя таблицы.

6.        На этом можно прекратить создание структуры (кнопка Готово) или заполнять таблицу (Далее).

Чтобы в пустую таблицу ввести данные, необходимо выделить название таблицы и выбрать команду Открыть или дважды щелкнуть по названию — на экране появится пустая таблица для просмотра, введение и редактирование данных. Новая таблица состоит из одного пустой записи. После введения данных пустая запись перемещается в конец таблицы. В таблицы активную запись маркируют треугольником, пустой — звездочкой. Номер записей в порядке возрастания указывается автоматически (поле имеет тип счетчика).

Перемещение по таблице осуществляется такими самыми клавишами, что и по структуре таблицы в режиме Конструктор таблиц. Переход к другому поля или записи есть подтверждением введения данных в предшествующий объект таблицы.

 

 

 

 

 

4. Практическая работа(Задача: создать новую базу данных)

 

 

 

 

 

Начало работы в среде СУБД Ассеss                     

   Таблица 2

 

Создание новой БД

Работа с существующей БД

1

Открыть Місгоsoft Ассеss (Пуск\ Программы\ [Місгоsoft Office]\ Місгоsoft Access) => на экране окно СУБД Ассеss

2

Выбрать режим Новая база данных

Выбрать режим Открыть базу данных

3

В диалоговом окне выбрать папку, где будет сохраненная Ваша БД, и ввести имя своей БД

В диалоговом окне выбрать папку, где сохраненная Ваша БД, и за именем выбрать БД для работы

Если вы находитесь в окне СУБД, создание и открытие базы данных выполняется аналогичными командами меню Файл

 

 

 

 

 

 

Таблица С

Алгоритм создания и редактирования объектов БД

 

 

Создание

Редактирование

1

В окне Вашей базы данных в списке Обьєкты выбрать значок, необходимый для работы объекта

2

Нажать кнопку Создать на панели инструментов окна программы

Выбрать по названию объект (выделить его)

3

Из приведенного списка выбрать режим создания объекта

Выбрать режим: конструктора, мастера или режим таблицы

 

Типы данных СУБД  Ассеss

Таблица 4

 

Тип данных

Виды данных

Максимальный размер данных

Текстовый

Текст - набор символов

255 символов

МЕМО

Описание

До 8 кбайтів

Числовой (Числовой)

Числа, кроме денежных обозначений

8 байтов

Денежный (Денежный)

Значение валют (используется для избежания округлений при вычислениях)

8 байтов: до 15 символов в целой части и до 4 - в дробовое

Дата/время (Дата/время)

Дата и время.

8 байтов

Счетчик (Счетчик)

Автоматическая вставка чисел арифметической прогрессии с шагом 1 .

4 байты

Логический (Логический)

Одно из двух значений Да/Нет, или Тrue/False, или Вкл/Выкл.

1 бит

Объект ОLЕ

Объект, созданный другой программой за протоколом ОLЕ

До 1 Гбайта

Гиперссылка (Гиперссылка)

Ссылка в адрес

До 8 кбайтів

 

5. Домашнее задание

 

Выучить методы создания таблиц БД,

Создать проект своей БД, собирать  материал на тему своей БД,

 Повторить: методы поиска информации в  МS Word и методы приведения в порядок и фильтраци данных в таблицах МS Ехсеl.


 

 

 

Hosted by uCoz