Урок: «Архивация данных. Архиваторы»

Цели урока:

1. Изучить проблемы, возникающие при хранении и передаче информации.

2. Ознакомиться с классификацией и принципами работы архиваторов.

3. Научиться пользоваться различными архиваторами.

- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
- развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать

Оборудование:
доска, компьютер, ОС. Программа –тест» Test-w»

План урока:
I. Орг. момент. (1 мин)
II. Проверка и актуализация знаний. (5 мин)
III. Тест по теме «вирусы, ОС, графический интерфейс Виндовс» - (15 мин)
IV. 1. Постановка проблемы:

V. Практическая часть. (15 мин)
 Итог урока. (2 мин)

 

Ход урока:

I. Орг. момент. (1 мин)
II. Проверка и актуализация знаний. (5 мин)
III. Тест по теме «вирусы, ОС, графический интерфейс Виндовс» - (15 мин)

 

4. . Постановка проблемы:

"Как, обеспечить хранение всё возрастающих объемов информации? Как осуществить при этом передачу информации с помощью современных средств коммуникаций?" Показать учащимся платок с узелками и выяснить принадлежность этого объекта. (Показать, что платок с 4 узелками -это носитель информации). Носитель информации - материальный объект, предназначенный для хранения информации и передачи информации. Чтобы информация стала достоянием многих людей, необходимо иметь возможность её хранить не только в памяти одного человека. В старину люди увековечивали свои знания в наскальных рисунках, передавали устно в виде песен, сказаний, легенд. Но высечение рисунка - процесс трудоёмкий, а память человека не в состоянии хранить огромные объёмы информации. Со временем появились более доступные способы хранения информации: узелки на верёвках, зарубки на палках, берестяные грамоты, письма на папирусе, бумаге. Наконец, был изобретён типографский станок, и появились печатные книги.

Спросить учащихся про современные носители информации. (Бумага, фото- и кинопленка, магнитофонные кассеты, жесткие и гибкие магнитные диски, лазерные диски).

Вопрос классу: Сколь большие объёмы информации можно хранить узелковым способом? Сравнить информационные потоки прошлого и настоящего и сразу подвести учащихся к проблеме хранения информации,

2. Рассмотреть пути решения этой проблемы.

1. Увеличение плотности записи на носитель информации.

2. Разработка принципиально новых носителей информации.

3. Разработка методов сжатия информации.

На сегодняшний день все три метода очень эффективно используются. А как обстоит дело с компьютерными носителями информации? Можно ли уменьшить размер файла, не теряя содержащуюся в нем информацию? Можно!!! Например, мы складываем в несколько раз газету и кладём в карман, а потом на досуге без проблем разворачиваем и читаем. Компьютерным носителям информации в этом помогают особые программы.

Программы - архиваторы. Архиватор - программа позволяющая с помощью методов сжатия информации создавать копии файлов меньшего размера, а так же объединять копии нескольких файлов в один архивный файл.

Рассмотрим классификацию архиваторов.

1. Файловые архиваторы.

2. Компрессоры.

С файловыми архиваторами многим, наверняка, приходилось сталкиваться. Достаточно перечислить их названия: ZIP, RAR, ARJ. Такие архиваторы позволяют упаковывать один или несколько файлов в единый архивный файл. Размер архива, как правило, меньше чем суммарный размер исходных файлов. Компрессоры сжимают за один прием всего один исполняемый файл (типа ЕХЕ) таким образом, что после запуска программа самораспаковывается в оперативной памяти и продолжает свою работу. Это такие программы как PKLITE, РАК, LZEXE. На сегодняшний день лидер - программа UPX.

Одной из главных характеристик архиваторов является степень сжатия информации. Её можно определить по формуле:

Мы познакомимся с работой нескольких популярных архиваторов.

Практическая работа №1.

1. На диске С: создать папку ARHIV

3. В папке 15 октября зайти в папку Задания, где  находятся 2 папки «фото» и «тексты», в которых находятся различные файлы: текстовые и графические . Создайте архив с именем text в папке ARHIV, содержащий текстовые  файлы

 и архив с именем graph, содержащий графические файлы.

2. Запустите архиватор WinRAR.

4. Созданные архивы распакуйте в каталоге ARHIV.

Повторение.

Спросить определение архива и архиватора. Классификацию архиваторов. С помощью программы ЭКЗАМЕНАТОР проверить знания ребят. Таким образом, каждый учащийся получает в начале урока оценку.

Вопрос: Как распаковать архив, если у вас нет нужного архиватора? А как быть, если архив не умещается на дискету? Подвести учащихся к цели практической работы №2. Показать, что архиваторы имеют разные возможности и цель урока выбрать лучший.

Практическая работа №2.

(Разделить класс на группы по архиваторам и уровню сложности ВИН АС и Вин зип).

Цели работы:

•Познакомиться с работой различных архиваторов.

•Сравнить степени сжатия различных файлов.

Провести мини исследование и выявить архиватор, который наиболее удобен в работе. Работа предлагается трёхуровневая:

1. Первый уровень предполагает хорошее усвоение правил работы с одним из архиваторов,

2. Второй уровень предполагает свободное владение DOS и Windows архиваторами, умение изменить конфигурацию системы для корректной работы архиваторов с файловыми оболочками.

После окончания работы заполнить на доске таблицу и выявить лучший архиватор для передачи информации по электронной почте.

5.Дом задание что такое архивирование, программы – архиватор.

 Подвести итоги урока.

 

 

Hosted by uCoz