УРОК 5-6. ЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Тема: «Использование логических функций»
Цели урока:
1. Познавательная: познакомить учащихся с назначением логических функций, Особенностями использования логических функций,
2. Развивающая: учить логически мыслить, выделять главное, ставить и решать проблемы.
З. Воспитательная: воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность.
Ожидаемые результаты:
После этого урока ученики смогут:
• использовать логические функции ЭТ Ехсеi,
Тип урока: формирование новых знаний, навыков и умений.
Ход урока.
1. Организационный
момент
II. Актуализация опорных знаний:
• Расскажите о назначении и основных функциях ЭТ,
• Какие стандартные функции вы знаете?
• Какие аргументы могут быть у стандартных функций?
• Какие могут быть ошибки в формулах, как их исправить?
III. Мотивация
учебной деятельности учеников:
• Логические функции позволяют проводить анализ данных вычисления в зависимости от результатов этого анализа.
IУ. Объявление темы и ожидаемых учебных
результатов.
• После этого урока вы сможете использовать логические проведения более сложных вычислений в ЭТ.
У. Предоставление необходимой теоретической информации
1.Логические функции
Функция ЕСЛИ
Функция ЕСЛИ используется для проверки условий при вычислениях.
Возвращает одно значение, если заданное условие при вычислении дает значение ИСТИНА, и другое значение, если ЛОЖЬ.
ЕСЛИ(лог_выражение; значение_если_истина; значение_если_ложь)
Лог выражение это любое значение или выражение, принимающее значения ИСТИНА или ЛОЖЬ. Например, А10=100 это логическое выражение; если значение в ячейке А10 равно 100, то выражение принимает значение ИСТИНА. В противном случае
ЛОЖЬ.
Пример 1
Пример 2
Воспользуемся примером из прошлого урока, только переименуем столбец дата рождения в дата приема на работу, столбец Возраст в Стаж, добавим столбцы Оклад, Коэффициент и Всего.
В столбец Оклад внесем произвольные данные. В этом примере используются одинаковые значения для того, чтобы нагляднее было использование функции ЕСЛИ в столбце
Коэффициент.
Коэффициент вычисляется таким образом:
Если Стаж >= 10 лет, то он равен 2, иначе — 1.
В столбец Е вставляем такую формулу: =ЕСЛИ(С2>=1О;2;1),
Соответственно, в столбец F: =D2*Е2
Пример З
В этом же примере будем вычислять коэффициент так:
Стаждо 10 лет— 1,
От 10 до 20— 1,5,
От 20—2.
Следовательно, здесь нужно выбирать из З вариантов. Используем вложенные функции
ЕСЛИ.
В столбец Е вставляем формулу: =ЕС31И(С2 10; 1 ;ЕСЛИ(С2>=20 ;2; 1,5))
Таблица примет вид:
4. Практична
робота (на 2 урока для физмат класса).
ТЕМА: Обработка
данных о поставках продукции.
Аптека
ежедневно получает фармацевтические препараты от одного из двух поставщиков (Склад и Фирма) – с воскресенья по среду от первого, в остальные дни от
второго. Номенклатура препаратов включает три наименования: Анальгин, Аспаркам
и Бисептол,
поставляемых, соответственно, по 1-й, 2 и 3 гривны за
упаковку. Ежедневно в регистрационный журнал заносятся данные о количестве
поступивших препаратов. Требуется, используя генератор случайных чисел,
сформировать электронную таблицу поставок за один месяц (например, февраль
1. Сформируйте заготовку таблицы со следующей
"шапкой":
Дата |
Декада |
Поставщик |
Анальгин |
Аспаркам |
Бисептол |
Общая сумма поставки |
2. Заполнить столбец дат: от 1 фев до 28 фев (используя средства автозаполнения) ; для этого зайдите в меню «Формат-ячейки-число – дата- выберите
формат 14 мар»
3.
Поместить в
каждую ячейку столбца “Декада”
логическую формулу, определяющую номер
декады (1-я, 2-я или 3-я) по дате записи. При этом используются функции ЕСЛИ и ДЕНЬ , например:
=ЕСЛИ(ДЕНЬ(A7)<=10;"1декада";ЕСЛИ(ДЕНЬ(A7)<=20;"2декада";ЕСЛИ(ДЕНЬ(A7)>20;"3
декада")))
4.
Вставьте новый столбец «Дни недели»; Используя автозаполнение,
запоните ячейки этого столбца днями недели
соответственно
5.Заполнить столбец Поставщик также используя
условные выражения, например:
=ЕСЛИ(ДЕНЬНЕД(A10)<5;"Склад";"фирма")
6.
Заполнить столбцы с наименованиями препаратов
произвольными целыми значениями в диапазоне от 0 до 100. Для этого
воспользуйтесь функциями ОКРУГЛ и СЛЧИС, например:
=ОКРУГЛ(100*СЛЧИС(),0).
7. В ячейки столбца Общая
сумма поставки вставьте формулы, подсчитывающие стоимость препаратов,
полученных за день.
8. Покажите результаты своей работы преподавателю и
завершите работу с пакетом.
УI.
Итоги урока. Оценивание выполнения практической работы.
Вы познакомились с логической функцией ЕСЛИ. Продолжите предложения:
• Функция Если позволяет
• для того, чтобы выбрать из трех и более вариантов, нужно
• Ехсеl позволяет использовать до ... вложенных функций ЕСЛИ
• Результатами функции ЕСЛИ могут быть….
УII домашнее задание. Выучить конспект