УРОК 5-6.  ЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

 

Тема:   «Использование логических функций»

Цели урока:

1. Познавательная: познакомить учащихся с назначением логических функций, Особенностями использования логических функций,

2. Развивающая: учить логически мыслить, выделять главное, ставить и решать проблемы.

З. Воспитательная: воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность.

Ожидаемые результаты:

После этого урока ученики смогут:

• использовать логические функции ЭТ Ехсеi,

Тип урока: формирование новых знаний, навыков и умений.

Ход урока.

1. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний:

• Расскажите о назначении и основных функциях ЭТ,

• Какие стандартные функции вы знаете?

• Какие аргументы могут быть у стандартных функций?

• Какие могут быть ошибки в формулах, как их исправить?

III. Мотивация учебной деятельности учеников:

• Логические функции позволяют проводить анализ данных вычисления в зависимости от результатов этого анализа.

IУ. Объявление темы и ожидаемых учебных результатов.

• После этого урока вы сможете использовать логические проведения более сложных вычислений в ЭТ.

У. Предоставление необходимой теоретической информации

1.Логические функции

Функция ЕСЛИ

Функция ЕСЛИ используется для проверки условий при вычислениях.

 

Возвращает одно значение, если заданное условие при вычислении дает значение ИСТИНА, и другое значение, если ЛОЖЬ.

ЕСЛИ(лог_выражение; значение_если_истина; значение_если_ложь)

Лог выражение это любое значение или выражение, принимающее значения ИСТИНА или ЛОЖЬ. Например, А10=100 это логическое выражение; если значение в ячейке А10 равно 100, то выражение принимает значение ИСТИНА. В противном случае

ЛОЖЬ.

Пример 1

 

 

Пример 2

Воспользуемся примером из прошлого урока, только переименуем столбец дата рождения в дата приема на работу, столбец Возраст в Стаж, добавим столбцы Оклад, Коэффициент и Всего.

В столбец Оклад внесем произвольные данные. В этом примере используются одинаковые значения для того, чтобы нагляднее было использование функции ЕСЛИ в столбце

 

Коэффициент.

 

Коэффициент вычисляется таким образом:

Если Стаж >= 10 лет, то он равен 2, иначе — 1.

В столбец Е вставляем такую формулу: =ЕСЛИ(С2>=1О;2;1),

Соответственно, в столбец F: =D2*Е2

Пример З

В этом же примере будем вычислять коэффициент так:

Стаждо 10 лет— 1,

От 10 до 20— 1,5,

От 20—2.

Следовательно, здесь нужно выбирать из З вариантов. Используем вложенные функции

ЕСЛИ.

В столбец Е вставляем формулу: =ЕС31И(С2 10; 1 ;ЕСЛИ(С2>=20 ;2; 1,5))

Таблица примет вид:

4. Практична робота (на 2 урока для физмат класса).

Практическое занятие

ТЕМА:             Обработка данных о поставках продукции.

Постановка задачи

Аптека ежедневно получает фармацевтические препараты от одного из двух поставщиков (Склад и Фирма) – с воскресенья по среду от первого, в остальные дни от второго. Номенклатура препаратов включает три наименования: Анальгин, Аспаркам и Бисептол, поставляемых, соответственно, по 1-й, 2 и 3 гривны за упаковку. Ежедневно в регистрационный журнал заносятся данные о количестве поступивших препаратов. Требуется, используя генератор случайных чисел, сформировать электронную таблицу поставок за один месяц (например, февраль 2006 г.) и обработать ее с помощью средств Excel: выяснить, сколько каких препаратов, на какую сумму и из какого источника поступило за каждую декаду месяца.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1.   Сформируйте заготовку таблицы со следующей "шапкой":

Дата

Декада

Поставщик

Анальгин

Аспаркам

Бисептол

Общая сумма

поставки

 

2.   Заполнить столбец дат: от 1 фев до 28 фев (используя средства автозаполнения) ; для этого зайдите в меню «Формат-ячейки-число – дата- выберите формат 14 мар»

3.  Поместить в каждую ячейку столбца “Декада” логическую формулу, определяющую номер декады (1-я, 2-я или 3-я) по дате записи. При этом используются функции ЕСЛИ и ДЕНЬ , например:

=ЕСЛИ(ДЕНЬ(A7)<=10;"1декада";ЕСЛИ(ДЕНЬ(A7)<=20;"2декада";ЕСЛИ(ДЕНЬ(A7)>20;"3 декада")))

4. Вставьте новый столбец «Дни недели»; Используя автозаполнение, запоните ячейки этого столбца днями недели соответственно

5.Заполнить столбец Поставщик также используя условные выражения, например:

=ЕСЛИ(ДЕНЬНЕД(A10)<5;"Склад";"фирма")

6.                  Заполнить столбцы с наименованиями препаратов произвольными целыми значениями в диапазоне от 0 до 100. Для этого воспользуйтесь функциями ОКРУГЛ и СЛЧИС, например:

=ОКРУГЛ(100*СЛЧИС(),0).

7.      В ячейки столбца Общая сумма поставки вставьте формулы, подсчитывающие стоимость препаратов, полученных за день.

 

8.      Покажите результаты своей работы преподавателю и завершите работу с пакетом.

 

УI. Итоги урока. Оценивание выполнения практической работы.

Вы познакомились с логической функцией ЕСЛИ. Продолжите предложения:

• Функция Если позволяет

• для того, чтобы выбрать из трех и более вариантов, нужно

Ехсеl позволяет использовать до ... вложенных функций ЕСЛИ

• Результатами функции ЕСЛИ могут быть….

УII домашнее задание. Выучить конспект

 

Hosted by uCoz