План - конспект
бинарного урока по предметам
«Информатика и ИКТ» и «Биология»

 

 

ТЕМЫ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТАМ:

Биология: Клетка

Информатика: Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

ТЕМА УРОКА:

Биология: Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)

Информатика:  Создание информационного бюллетеня средствами программы MS Publisher

Цели урока:

Образовательные:    Биология:

-   сформировать знания о  Вич-инфекции/ Спиде;

-      изучить меры  профилактики Вич-инфекции;

-      показать связь стиля поведения подростка с риском заболевания ВИЧ/СПИДом

Информатика:

-      сформировать умение оформлять публикацию средствами программы MS Publisher

Развивающие:   - способствовать развитию информационной культуры;

    - способствовать развитию логического мышления;

 - способствовать развитию творческих способностей при оформлении бюллетеня

                           - способствовать развитию коммуникативных навыков.

Воспитательные: - способствовать формированию мотивации на здоровый образ жизни;

                              - способствовать воспитанию чувства ответственности за свои поступки;

                               - способствовать формированию умений, повышающих социально-                 психологическую устойчивость подростков.

Задачи:

1.  Дать информацию о ВИЧ/СПИДе

2.  Выяснить степень опасности  ВИЧ/СПИДа

3.  Выявить пути передачи ВИЧ в организм человека

4. Показать значимость данной темы в профессии «Парикмахер», в будущем материнстве

5. Выявить  меры по профилактике ВИЧ/СПИДа

6. Сформулировать отношение обучающихся к теме урока.

7. Разработать информационный  бюллетень (в программе MS Publisher).

8. Оценить работы обучающихся  (лучшая по содержанию, по оформлению, приз зрительских симпатий)

Комплексно-методическое обеспечение урока:

1.      Тетради по биологии.

2.      Презентация преподавателя.

3.      Презентация творческой группы обучающихся.

4.      Иллюстративный материал для разработки информационных бюллетеней.

5.      Результаты анкетирования «Изучение наркогенной ситуации в подростковой среде».

Предварительная работа:

1.      Анкетирование обучающихся первого курса по теме  «Изучение наркогенной ситуации в подростковой среде» и аналитическая справка, содержащая  результаты анкетирования.

2.      Подготовка творческой группой  обучающихся материалов для проведения конференции на уроке. 

3.      Подготовка совместной презентации (преподаватель, выступающие на конференции).

4.      Подбор дополнительных иллюстративных и информационных ресурсов для создания информационных бюллетеней.

Технические средства:

1.      Мультимедийное оборудование рабочего места учителя биологии (компьютер, проектор, экран).

2.      Компьютерный класс.

 

план-конспект урока

1.      Оргмомент (2 мин.)

Приветствие, выяснение отсутствующих.

 

2.      Актуализация темы (5 мин.)

Вступление преподавателя

1.                      Подростковый период – сложный период. Это период самоутверждения, самоопределения, это возраст постановки жизненных целей.  В этот период высвобождается много свободного времени, которое подростки  проводят по-разному. Как показывает статистика, многие  посещают ночные клубы и дискотеки, собираются на улице в компании, где употребляют алкоголь, наркотики. Главной причиной употребления наркотиков, по данным социологического опроса подростков 15-17 лет (http://www.medlinks.ru/article.php 01.03.2009) ребята считают: желание расслабиться, снять напряжение, отвлечься (26%); неприятности различного рода (19%); желание выделиться, которое престижно в среде подростков (17%); безделье (16%); отсутствие интереса к учебе, цели в жизни (10%); другие мотивы (10%). 

2.                      И в нашем учебном заведении было проведено анкетирование среди учащихся первого курса. По результатам анкетирования из 49 опрошенных 71% учащихся говорят о том, что проблема наркомании существует. 20% учащихся отмечают, что были случаи, когда им предлагали наркотики. 28,6% учащихся отмечают, что в их ближайшем окружении есть люди, употребляющие наркотики. 8,2% учащихся пробовали наркотики, т.е. проблема наркомании есть и в нашем окружении.

 И у вас есть выбор: либо употреблять наркотики, либо нет.

Задача: Давайте подумаем и порассуждаем, какие есть варианты сделанного выбора. Что вас ждет, если вы употребляете наркотики или не употребляете?

Учащиеся высказывают свои варианты ответов.

Преподаватель обобщает, демонстрирует таблицу на слайде.

Не употребляете наркотики

Употребляете наркотики: 

1.    сохраняете и укрепляете здоровье

2.    приобретаете новых друзей

3.    сохраняете и повышаете интерес к учебе

4.    мысли о светлом будущем, о хорошей работе, о счастливой жизни

5.    резко уменьшается риск заражения инфекционными заболеваниями

1.      ухудшаете здоровье, смерть от передозировки 

2.      потеря интереса к учебе

3.      потеря друзей

4.      усугубление конфликтов (в семье, в училище, с друзьями)

5.      мысли, где достать деньги

6.6.  увеличивается  риск заражения инфекционными заболеваниями, в том числе гепатит В, ВИЧ/СПИД

 

3.      Мотивация (3мин)

Преподаватель: По результатам анкетирования 79,6% учащихся считают, что наркотики принимать опасно, потому что они разрушают здоровье, 80% - что укорачивают жизнь, 84% - можно заболеть СПИДом, гепатитом.  К сожалению, сегодня не все осознают опасность такого заболевания как СПИД. А ведь СПИД, как считают медики, становится одной из главных причин смерти людей в возрасте от 20 до 29 лет. Так английский ученый Джон Сил считает, что эпидемия СПИДа в ближайшее время может уничтожить половину всего населения земного шара.

4.      Изучение нового материала (15 мин.)

4.1. Преподаватель сообщает тему урока. Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.

Предлагает учащимся самим сформулировать цели урока.   

 

Задача: Сформулируйте цели урока.

Учащиеся формулируют цели урока:

1.  Узнать информацию о ВИЧ/СПИДе

2.  Выяснить степень опасности  ВИЧ/СПИДа

3.  Узнать пути передачи ВИЧ в организм человека

4.  Узнать  меры по профилактике ВИЧ/СПИДа

5.  Показать взаимосвязь поведения подростков с риском заболевания ВИЧ/ СПИДом.

Тему и цели урока преподаватель демонстрирует на слайде.

 

4.2. Преподаватель: Что такое ВИЧ/СПИД? Насколько он опасен? В этом нам поможет разобраться наша конференция, на которую приглашены различные специалисты, профессии которых связаны с изучением данного вопроса –биолог, генетик, микробиолог, эпидемиолог, санитарный врач..

 

Задача: Слушать выступления специалистов, основные и значимые моменты фиксировать в тетрадь. В конце каждого выступления сравнивать  свои записи , сделанные в тетради, с основной информацией на слайде.

 

4.3.  Выступление учащихся, сопровождаемое показом слайдов.

 

БИОЛОГ

 

Вирусы это живые микроорганизмы, не имеющие клеточного строения. Вне организма они не живут. Во внешней среде имеют вид кристаллов. Любой вирус состоит из ДНК или РНК, окруженной белковой оболочкой. Геном ВИЧ представлен двумя идентичными молекулами РНК.

В отличие  от онковирусов, вызывающихе рост инфицированных клеток,  вирус ВИЧ вызывает их гибель. ВИЧ обладает высокой биологической активностью и изменчивостью, которые в 5 раз превышают вирус гриппа и в 10 раз вирус гепатита В. Источник инфекции – инфицированный человек.

На слайде  дается расшифровка:

Вирус ВИЧ - возбудитель болезни СПИД.

В – вирус

И – иммунодефицита

Ч – человека.

СПИД - это комплекс  заболеваний, возникающих у ВИЧ – инфицированных людей, поражающих  иммунную систему человека.

С – синдром (картина болезни)

П – приобретенного (полученного при заражении)

И – иммуно (невосприимчивость)

Д – дефицита (недостаток).

 

ГЕНЕТИК

 

 В настоящее время достаточно хорошо изучены две разновидности вируса: ВИЧ – 1, ВИЧ -2. Биологические свойства их подобны, но ВИЧ -2 развивается медленнее (имеет замедленную диагностику). ВИЧ – 1 передается при сексуальных контактах прямо через слизистую, без микроран и контакта с кровью. ВИЧ опасен, т.к. у него очень высокая способность к мутациям – что делает невозможным создание эффективной вакцины и универсального лекарства.

 

 

МИКРОБИОЛОГ

 

ВИЧ очень опасен, т.к.  он попадает в кровь. Внедряясь в здоровый  Т-лимфоцит, вирус оставляет белковую оболочку на мембране клетки, и встраивает свою РНК в ДНК клетки озяина.  В таком состоянии  ВИЧ может присутствовать в организме до 10 лет, никак себя не проявляя. Но если под действием каких – то других инфекций лимфоциты активизируются, встроенный участок «просыпается» и начинает активно синтезировать частицы ВИЧ. Затем вирусы разрушают мембрану  и убивают лимфоциты, попадают в кровоток, а оттуда в другие лимфоциты. Наступает момент, когда количества Т– лимфоцитов резко снижается, что приводит к разрушению иммунитета. В результате этого организм утрачивает свои защитные свойства и не в состоянии противостоять возбудителям различных инфекций.  СПИД – это болезнь со смертельным исходом 100%.

 

ЭПИДЕМИОЛОГ

 

В 1977 году в США были зарегистрированы первые случаи заражения ВИЧ. 

1987 году СПИД зарегистрирован в РОССИИ.

1991 году СПИД зарегистрирован во всех странах мира.

1994 г оду зарегистрировано 17 мил ВИЧ- инфицированных (по данным Всемирной организации здравоохранения). В Африке СПИДом заражен каждый второй, в США – каждый пятый, В Западной Европе – каждый сороковой, в Восточной Европе – каждый двухтысячный.

1999 году в РОССИИ зарегистрировано 18 218 человек ВИЧ – инфицированных.

2001 году  число инфицированных на планете составило 40 миллионов человек.

Число носителей ВИЧ стремительно растет. В масштабах всего мира СПИД занимает четвертое место в списке наиболее опасных смертельных заболеваний.

 

САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

 

ВИЧ не живет вне организма  и не распространяется через обыкновенные бытовые контакты и воздушно – капельным путем (рукопожатие, использование общей посуды, кашель, чихание, бассейн, бани, через животных или укусе насекомых, через слюну).

Пути передачи вируса:

1. половым путем – при не защищенном сексе, случайные половые контакты, большое число половых партнеров (когда вы находитесь под влиянием алкоголя, наркотиков вы можете вступить в половую связь с совершенно незнакомым человеком,  не заботясь о своем здоровье, будущем);

2. через кровь – при использовании нестерильных шприцов (наркоманы, вводящие внутривенные наркотики, используют общие иглы и шприцы без их стерилизации, подвергая себя опасности), при использовании нестерильных медицинских инструментов, при переливании крови (инфицированная донорская кровь), при предоставлении парикмахерских услуг (порезы при стрижке, бритье, маникюре, педикюре);

3. от инфицированной матери к ребенку во время беременности, при прохождении ребенка через родовые пути, при кормлении грудью (вы будущие мамы, у всех беременных женщин обязательно берут анализ на ВИЧ инфекцию).

Каждый человек, зараженный ВИЧ-инфекцией,  должен встать на учет и находиться под наблюдением врача, который ведет личную медицинскую книжку. 

 

4.4.Преподаватель: Давайте порассуждаем о мерах профилактики.

 

Задача: Ответьте на вопрос: Что нужно делать, чтобы не подвергать себя опасности заражения ВИЧ / СПИДом?

 

Учащиеся предлагают различные способы профилактики.

Обобщенный вариант ответов предлагается на слайде.

Способы профилактики ВИЧ / СПИДа:

1. Уменьшить число половых партнеров, в идеальном случае до одного.

2. Безопасный секс

3. Применять одноразовые шприцы.

4. Сдавать кровь на ВИЧ – инфекцию 1 раз в год.

5. Не употреблять наркотики

6. Дезинфекция инструментов (парикмахерских, для маникюра и педикюра)

 

4.5. Преподаватель: Вы будущие парикмахеры.

Задача: Ответьте на вопрос: Какая главная задача гигиены в парикмахерских?

Учащиеся дают ответ:  Предупреждение распространения инфекционных заболеваний в парикмахерских.

 

Преподаватель: Теперь обратим свое внимание на способы уничтожения вирусов, в том числе и ВИЧ.

 

Задача: Ответьте на вопрос: Какие способы уничтожения вирусов вы знаете?

Обучающиеся называют известные способы уничтожения вирусов.

 

Способы уничтожения вируса-ВИЧ инфекции .

 

50–70° спирт

несколько секунд

Попадание в желудочно–кишечный тракт

разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой

t=56°

30 минут

Попадание на кожу

через 20 минут уничтожается ферментами бактерий, паразитирующих на коже

Кипячение

мгновенно

Дезинфицирующие средства (хлорамин, хлорная известь)

мгновенно

 

5.      Закрепление изученного материала (5 мин.)

Преподаватель предлагает обучающимся сформулировать свое отношение к теме урока, сделать выводы.

 Учащиеся делают выводы. На основе выступлений обучающихся учитель формулирует выводы и демонстрирует слайд.

 

Выводы:

- Тема урока актуальна

- СПИД – это опасное заболевание, так как оно не лечится.

- Возбудителем СПИДа  является  вирус  ВИЧ, который нарушает иммунную систему человека.

- Каждый человек сам отвечает за свои поступки.

- Никто не застрахован от заражения ВИЧ – инфекцией, если подвергает себя риску.

- Зная пути передачи и меры профилактики заболевания, можно сохранить свое здоровье.

- Мы выбираем жизнь без наркотиков.

 

6.      Актуализация теоретического материала по информатике (5 мин.)

Преподаватель информатики формулирует тему, цели второй части урока. Показывает преимущества использования данной программы при подготовке публикации:

- наличие шаблона бюллетеня;

- разработанные дизайнером цветовые схемы, шрифтовые схемы;

- удобный интерфейс программы.

Оформленный на уроке бюллетень станет завершением конференции (вспомогательный материал установлен на всех ПК).

 

7.      Самостоятельная работа (40 мин.)

Обучающиеся разрабатывают информационный бюллетень на одну из предложенных тем: «Твой выбор», «Что такое ВИЧ/СПИД?», «Защити себя от СПИДа!», «Риск заражения ВИЧ/СПИДом» и др., выводят на принтере свои работы и прикрепляют их на доску. Преподаватель осуществляет необходимое консультирование во время работы.

 

8.      Подведение итогов урока (5 мин.)

Оценивание работ: по содержанию (преподаватель биологии).

Критерии:

- соответствие содержания теме бюллетеня

- оптимальный подбор материала

- сформулированное личное отношение к теме бюллетеня.

Оценивание работ: по оформлению (преподаватель информатики).

Критерии:

- цветовое решение;

- размещение объектов на странице бюллетеня;

- использование усложняющих элементов, отсутствующих в выбранном шаблоне бюллетеня.

Приз зрительских симпатий (выбор обучающихся по личному впечатлению).

Вывод: полученные бюллетени являются наглядной агитацией за здоровый образ жизни.

Hosted by uCoz