Урок 2 – практическое занятие по архивированию файлов.

Цель: научить учащихся архивировать с помощью WinRar и показать зависимость коэффициента архивирования от расширения.

Оборудование: архиватор WinRar, папка ARC c поддиректориями TEXT, DOC, JPG, BMP, TIFF, PCX,WAV и MP3.

Требование к учащимся: учащиеся должны уметь: определять емкость носителя информации; копировать, переименовывать файлы и работать с каталогами.

План урока:

        I.            Организационный момент.

     II.            Проведение практического задания.

   III.            Постановка домашнего задания.

   IV.            Подведение итогов.

Ход урока:

Организационный момент.

Ученики загружают ОС Windows. Учитель объявляет тему и цель урока. После чего ученики самостоятельно запускают WinRar пользуясь конспектом.

Проведение практического задания.

Задание 1. Найдите на диске С:\ папку <arc> выберите директорию <bmp> и добавьте её в одноименный архив <bmp.rar>.

Задание 2. Сравните начальный объём директории и размер полученного файла. Сделайте вывод и обоснуйте его.

Задание 3. Проделайте аналогичную процедуру для каждой директории. Сравните коэффициент сжатия для различных расширений (коэффициент берите в процентах). Сделайте вывод какое расширение является оптимальным для хранения информации на диске в не архивированном виде, если:

1.     директории TEXT и DOC содержат одинаковую информацию;

2.     директории JPG, BMP, TIFF и PCX содержат одинаковую информацию;

3.     директории WAV и MP3 содержат одинаковую информацию.

Задание 4. Заархивируйте папку <arc>.

Задание 5. Разархивируйте файл arc.rar в директорию C:\ARC1. Сделайте вывод о правилах разархивирования.

Задание 6. Разархивируйте файл arc.rar так, чтобы информация была расположена следующим образом: C:\ARC2\ARC\BMP\*.* .

Задание 7. Произведите тест файла arc.rar.

Постановка домашнего задания.

Знать материал урока и подготовиться к лабораторной работе.

Подведение итогов.

(Учитель объявляет оценки за урок и благодарит за работу).

назад

 

 

 

 

 

 

 

Урок 3 – лабораторная по архивированию файлов.

Цель: научить учащихся создавать саморазархивирующиеся архивы и делить архивы на блоки с заранее определённым объёмом.

Оборудование: архиватор WinRar, папка ARC c поддиректориями TEXT, DOC, JPG, BMP, TIFF, PCX,WAV и MP3.

Требование к учащимся: учащиеся должны уметь: определять емкость носителя информации; копировать, переименовывать файлы и работать с каталогами.

План урока:

        I.            Организационный момент.

     II.            Объяснение нового материала.

   III.            Опрос с целью оценки усвоения материала.

    IV.            Постановка домашнего задания.

      V.            Подведение итогов.

Ход урока:

Организационный момент.

Ученики загружают ОС Windows. Учитель объявляет тему и цель урока. После чего ученики самостоятельно запускают WinRar.

Объяснение нового материала.

Архиватор WinRar обладает несколькими легко доступными и очень полезными параметрами. Для вызова этих параметров достаточно, выбрать файл или группу файлов и вызвать функцию «Добавить».(см. рис) После чего нам предлагается на выбор следующие дополнительные возможности архиватора:

Имя архива

Введите его вручную или нажмите кнопку “Обзор” для выбора имени архива. Можно ввести имя, содержащее букву диска, или полный путь к архиву.

Кнопка “Профили”

Открывает меню, позволяющее создать новый профиль, упорядочить существующие и выбрать один из профилей архивации. Профили позволяют быстро восстановить ранее сохранённые параметры архивации или указать параметры по умолчанию для данного диалога. После инсталляции WinRAR имеет несколько предопределённых стилей (например, для создания приложения к электронному письму или для резервного копирования). Более подробную информацию см. в разделе Профили архивации.

Формат архива

Укажите желаемый формат архива (RAR или ZIP). Если выбран формат ZIP, то все опции, недоступные для архива этого формата, станут неактивными.

Метод сжатия

Укажите нужный вам метод сжатия.

Размер тома

Если вы хотите создать многотомный архив, то введите здесь размер тома. По умолчанию считается, что вводится значение в байтах. Однако можно ввести число в килобайтах (количество байт, умноженное на 1024), если после числа поставить маленькую латинскую букву 'k'. Если же вы хотите указать размер в тысячах байт (т.е. с множителем 1000), вместо маленькой 'k' используйте большую латинскую букву 'K'. Допускается также использовать идентификаторы 'm' (мегабайты) или 'M' (миллионы байт). Кроме того, можно выбрать размер тома из выпадающего списка, связанного с этим полем ввода. Если вы архивируете данные сразу на сменный диск, то лучше выбрать пункт “Автоопределение”. В этом случае WinRAR будет подбирать размер каждого нового тома так, чтобы максимально заполнить соответствующий диск.

Метод обновления:

· Добавить с заменой файлов (действие по умолчанию)

Всегда заменяет файлы в архиве одноименными добавляемыми файлами. Всегда добавляет файлы, которых еще нет в архиве.

· Добавить с обновлением файлов

Заменяет файлы в архиве только в том случае, если одноименный добавляемый файл более новый. Всегда добавляет файлы, которых еще нет в архиве.

· Обновить существующие файлы

Заменяет файлы в архиве только в том случае, если одноименный добавляемый файл является более новым. Не добавляет файлы, которых нет в архиве.

· Синхронизировать содержимое архива

Заменяет файлы в архиве только в том случае, если одноименный добавляемый файл более новый. Всегда добавляет файлы, которых еще нет в архиве. Удаляет из архива те файлы, которых нет среди добавляемых. Это похоже на создание нового архива, но за одним важным исключением: если после прошлой архивации файлы не изменялись, то операция будет выполнена значительно быстрее, чем создание нового архива.

Параметры архивации

· Удалить файлы после архивации

После архивации успешно упакованные исходные файлы удаляются.

· Создать SFX-архив

Вместо обычного архива создается самораспаковывающийся (SFX).

· Создать непрерывный архив

Вместо обычного создается непрерывный архив.

· Добавить электронную подпись

В архив будет добавлена электронная подпись, содержащая имя автора, время последнего обновления и имя архива. В режиме управления архивами электронную подпись можно увидеть, воспользовавшись командой Информация об архиве. Добавление электронной подписи доступно только в зарегистрированной версии программы. Для получения дополнительной информации о регистрации прочитайте раздел Лицензия и информация о регистрации.

· Мультимедиа-сжатие

Включается специальный алгоритм мультимедиа-сжатия, предназначенный для улучшения сжатия таких данных, как оцифрованный звук, содержащий четыре 8-разрядных или два 16-разрядных канала, или полноцветные (24-разрядные) изображения в формате BMP. В этом случае может быть достигнута на 30% более высокая степень сжатия, чем при обычном методе упаковки. Мультимедиа-сжатие можно использовать только с архивами RAR.

· Информация для восстановления

В архив добавляется информация для восстановления.

имя и параметры архива

Задание 1.

Создать архив директории C:\ARC\BMP в файл ARC1.RAR на диск А.

Задание 2.

Создать архив директории C:\ARC в файл ARC2 разбив блоками по 360 Кб.

Задание 3.

Создать архив директории C:\ARC в файл ARC3 применив функцию SFX (возможность разархивирования файла без помощи программы архиватора).

Постановка домашнего задания.

Знать материал урока и подготовиться к контрольной работе.

Подведение итогов.

(Учитель объявляет оценки за урок и благодарит за работу).

назад

 

 

 

Урок 4 – контрольная работа.

Цель: проконтролировать степень усвоения обязательных знаний, умений и навыков при архивировании; стремление учиться.

Оборудование: архиватор WinRar, папка ARC c поддиректориями TEXT, DOC, JPG, BMP, TIFF, PCX,WAV и MP3.

Требование к учащимся: учащиеся должны уметь: определять емкость носителя информации; копировать, переименовывать файлы и работать с каталогами.

План урока:

        I.            Организационный момент.

     II.            Опрос с целью оценки усвоения материала.

 III.            Подведение итогов.

Ход урока:

Организационный момент.

Ученики загружают ОС Windows. Учитель объявляет тему и цель урока. После чего ученики самостоятельно запускают WinRar.

Задания.

Вариант 1.

1.      Заархивировать из директории C:\ARC папки TEXT, TIFF, WAV в самораспаковывающийся файл ARCHIV.

2.      Заархивировать из директории C:\ARC папки DOC, PCX, MP3 в файл ARCHIV1.RAR разбив его на блоки в 1 Мб.

3.      Заархивировать из директории C:\ARC папки TEXT, TIFF, WAV в файл ARCHIV.RAR на дискетах ёмкостью в 720 Кб (для этого задания используется стандартная дискета).

Вариант 2.

1.      Заархивировать из директории C:\ARC папки DOC, PCX, MP3 в самораспаковывающийся файл DISTRIB.

2.      Заархивировать из директории C:\ARC папки TEXT, TIFF, WAV в файл DISTRIB1.RAR разбив его на блоки в 720 Кб.

3.      Заархивировать из директории C:\ARC папки DOC, PCX, MP3 в файл ARCHIV.RAR на дискетах ёмкостью в 1 Мб (для этого задания используется стандартная дискета).

Критерий оценок:

«3» - ставится за правильное выполнение 1 задания.

«4» - ставится за правильное выполнение 1 и 2 задания.

«5» - ставится за правильное выполнение 1,2 и 3 задания.

 

1 Урок – лекция о принципах архивирования и основных возможностях WinRar.

Цель: познакомить учащихся с принципами архивирования и основными параметрами архиватора WinRar.

Оборудование: архиватор WinRar, папка ARC c поддиректориями TEXT, JPG, BMP.

Требование к учащимся: учащиеся должны уметь: определять емкость носителя информации; копировать, переименовывать файлы и работать с каталогами, конспектировать необходимый лекционный материал.

План урока:

        I.            Организационный момент.

     II.            Объяснение нового материала.

   III.            Опрос с целью оценки усвоения материала.

    IV.            Постановка домашнего задания.

      V.            Подведение итогов.

Ход урока:

Организационный момент.

Ученики загружают ОС Windows. Учитель объявляет тему и цель урока.

Объяснение нового материала.

Представьте себе следующую ситуацию. Вы работаете на компьютере в каком-нибудь текстовом или графическом редакторе. Это занимает у вас несколько часов. В конце работы вы пытаетесь сохранить на диске набранную информацию. При этом редактор выдаёт сообщение о том, что диск переполнен и файл с вашим документом не может быть сохранён. Жесткий диск, на необъятные размеры которого вы рассчитывали, оказывается полностью занятым. В результате длительной работы на нём скопился большой объём необходимой информации, которую никак нельзя удалить: все преимущества жесткого диска утеряны. Теперь, чтобы результат вашего труда на пропал даром (если это ещё возможно), вам придётся совершить довольно сложную последовательность действий и при этом не ошибиться. Как избежать подобных осложнений? Как освободить место для работы и при этом не уничтожить ни одного файла? Можно ли сохранить информацию объёмом 500 Кбайт на дискете ёмкостью 360 Кбайт? Как сделать информацию менее уязвимой для компьютерных вирусов? Ответить на эти вопросы и выполнить необходимые действия вам позволят архиваторы.

Простейшим архиватором является человеческий мозг. Убедиться в этом вам поможет следующий пример.

Рассмотрим следующую строчку:

AAAABBBCCCCCDD

Если перед вами поставить задачу: «Запомните строку и воспроизведите её», то скорее всего вы запомните её как: «четыре А, три B, пять С, две D». Если записать это, то получим строку:

4A3B5C2D

Где цифра обозначает, сколько раз повторяется в строке следующая за ней буква. Такую строчку довольно просто восстановить в первоначальный вид, а хранить её более выгоднее в преобразованном, т.к. она занимает меньше места. На аналогичных, только более развитых, принципах основано действие специальных программ, называемых архиваторами.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ АРХИВАТОРА.

1) Первая цель архиватора — уменьшить двоичные или текстовые файлы в размере. Это позволяет экономить весьма значительное пространство при хранении, так как обычно в результате архивации файл сокращается приблизительно до 1/4 — 1/3 от его оригинального размера. Этой программой могут обрабатываться файлы любого размера, которые умещаются на диске одновременно с архивированным файлом, возникшим в процессе компрессии. При этом могут легко обрабатываться файлы размером свыше 1 Мбайта, даже если объем свободной оперативной памяти не превышает 200 Кбайт. Это уменьшает любые потенциальные проблемы, возникающие на разных компьютерах.

Архивация производится с использованием специальных "таблиц компрессии", которые автоматически встраиваются в программу и включают в себя математические процедуры, простые для компьютера.

2) Вторая цель программы — объединять более чем один архивируемый файл лишь в одном сжатом файле, хотя каждый файл внутри такого сжатого файла должен сохранять свое собственное имя. Это и называется "архивированием". Во времена операционной системы CP/M такие файлы назывались "библиотечными" ("library"). В первые годы после появления MS-DOS они назывались .ARC - файлами. Однако с появлением схожих программ, именам файлов стали даваться различные "расширения", чтобы можно было определить какая из программ — архиваторов была использована. В качестве примеров можно привести .ARJ, .LZH, .PAK, .ZIP, .ZOO, .RAR и т.д.

С один из таких современных и достаточно распространённых архиваторов, имеющего расширение RAR, мы и познакомимся.

Учитель помогает учащимся запустить WinRar < Пуск->WinRar >.

(путь запуска WinRar обязательно записать)

ВИД И ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ WINRAR.

вид и панель инструментов winrar

 

Панель инструмента WinRar имеет как обычные параметры, так и функции присущие только архиваторам. Данные функции могут быть вызваны как при помощи мыши, так и при нажатии определённых комбинаций.

Добавить – позволяет как заархивировать выбранные файлы, так и добавить их в уже существующий архив.[Alt+A]

Просмотр – показывает содержимое файла.[Alt+V]

Удалить – удаляет выбранный файл / группу файлов.[Del]

Исправить – восстанавливает испорченный архив.[Alt+R]

Оценить – даёт приближенную оценку к архивации выбранного файла /группы файлов.[Alt+S]

Извлечь в – позволяет указать желательный путь разархивации.[Alt+E]

Тест – тестирует выбранный архив на наличие ошибок.[Alt+T]

Опрос с целью оценки усвоения материала.

·  Для чего используют архиваторы?

·  Как можно «заархивировать» слова МАМА и ПАПА?

·  Как кратко называются все архиваторы?

Постановка домашнего задания.

Знать материал урока и выучить комбинации используемые в WinRar.

Подведение итогов.

(Учитель объявляет оценки за урок и благодарит за работу).

 

Hosted by uCoz