Урок № 4
Тема: Учебный алгоритмический язык. Алфавит. Синтаксис. Правила описание алгоритмов учебным алгоритмическим языком.

Цели

1. Познакомить учеников с учебным алгоритмическим языком. Алфавит. Синтаксис. Правила описание алгоритмов учебным алгоритмическим языком.
2.
Развивающая – учить анализировать и сравнивать.
3. Воспитательная – воспитывать дисциплинированность, ответственность, бережное отношение к вычислительной технике.

Ход урока:

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация знаний.

Метод пошаговой детализации. Разработка алгоритма «сверху книзу». ( В это время 1 ученик выполняет на доске дом задание).

·             В чем заключается разработка алгоритма методом пошаговой детализации?

 

Любой алгоритм можно представить в виде одного предписания - в виде постановки задачи. Но если исполнитель не обучен исполнять заданное предписание, то возникает необходимость представить данное предписание в виде некоторой совокупности более простых предписаний. Если исполнитель не может выполнить и некоторые из них, то такие предписания вновь представляются в виде совокупности еще более простых предписаний. Объединяя  так полученные предписания в единую совокупность выполняемых в определенном порядке предписаний  получают выполнение исходного задания в целом.

 

·  Достоинства метода пошаговой детализации?

1. Сохраняется концептуальная целостность программы: от сложного к простому.

2. Проектирование программы, кодирование, проверку и документирование можно делать параллельно.

3. В каждый момент времени (даже в начале разработки) имеется работающий вариант

программы.

4. Фразы естественного языка, будучи закомментированными, служат хорошим

путеводителем по программе.

 

III.             Проверка дом задания

·        Составить алгоритм вычисления

большего числа из 3 данных чисел, пользуясь методом пошаговой детализации.

 

 

 

( В это время 1 ученик выполняет на доске дом задание)

 

 

 

 

 

IV.              Новая тема

 «Учебный алгоритмический язык. Алфавит. Синтаксис. Правила описание алгоритмов учебным алгоритмическим языком

·        Псевдокод представляет собой систему обозначений и правил, предназначенную для единообразной записи алгоритмов. Он занимает промежуточное место между естественным и формальным языком.

·        Формат описания алгоритма:

Алг          имя алгоритма(описание переменных с указанием типа)

арг        список аргументов

рез       список переменных-результатов

Нач

   тело алгоритма (последовательность команд)

Кон

 

·                    Команды:

·                    Ветвление:

   Если условие то ком 1  иначе ком 2

 

 

V.               Практическая часть

Задача. Составить  на алгоритмическом языке алгоритм вычисления

большего числа из 3 данных чисел.

 

 

Алг          BIT    (вещ a.b,c,max)

арг         a.b,c

рез       max

 

Нач

   Если a>b то max=a  иначе max=b

   Если max>c то max=max  иначе max=c

все

Кон

 

Задача 2. Описать алгоритмическим языком  алгоритм решения квадратного уравнения. ( ввести понятие « ввод промежуточного параметра”).

 

 aX2+ bX + c = 0

 

Алг          КWYR    (вещ a.b,c,x1,x2,x, лит y)

арг         a.b,c

рез       x1,x2,x,y

 

Нач

Цел D

D:=b*b-4*a*c

   Если D>0 то y:=”Ур. имеет 2 корня”

X1:=(-b+D)/2*a

X2:=(-b-D)/2*a

  иначе y:=”Ур. не имеет  корней”

все

   Если D=0 то y:=”Ур. имеет 1 корень”

X:=(-b)/2*a

все

Кон

 

 

 

 

VI.           Самостоятельная работа.

Описать на алг. языке алгоритм вычисления площади треугольника, учитывая правило существования треугольника. (работу выполнять на листочках. После выполнения работы листочки собрать на проверку).

 

VII.       Итоги урока, выставление оценок.

·        Что нового узнали?

VIII.   Домашнее задание:

·        Описать на алг. языке алгоритм вычисления площади треугольника по формуле Герона.

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz