УРОК 2.

Тема: Практическая работа «Введение, редактирование и форматирование табличных данных».

 

Цель урока:

Учебная:

   сформировать знания о рабочей книге, про относительные, абсолютные и смешанные ссылки на ячейки таблицы;

   сформировать навыки работы по открытию и сохранению рабочей книги, работы с листами;

сформировать навыки  работы с разными способами адресации ячеек.

Развивающая:

развитие умения составлять внутренний план действий и выполнять его;

развитие мышления и творческого воображения;

развитие образного мышления.

Воспитательная:

формирование интереса к будущей профессии (медика) средствами новых информационных технологий;

развитие эрудиции.

 

Дидактические материалы:

  карточки с задачами.

 

Тип урока: урок практического применения знаний

 

 

Ход урока.

1. Орг. Момент. Сообщение цели и задачи  урока.

На предшествующем уроке мы научились приводить в порядок таблицу на одной рабочей странице Місrоsоft Ехсеl. Такой стиль целиком удовлетворительный, если мы имеем дело с простыми задачами. Для более сложных случаев лучше отдельные логически объединенные фрагменты задачи располагать на разных страницах.

Из этого урока мы начинаем работать с реальными медицинским данными. Наконец, мы научимся выполнять анализ этих данных и строить заключения в результате анализа. Но сначала нам надо усвоить приемы работы со сложными данными, которые следует располагать на нескольких страницах. Применению табличного процессора и будет посвящен сегодняшний урок.

Задача урока:

рассмотрение относительных, абсолютных и смешанных ссылок на ячейки таблицы;

работа с названиями страниц;

РАБОТА С ЛИСТАМИ

расположение данных на нескольких страницах;

связывание каморок разных страниц;

загрузка файла с данными медицинских обследований, рассмотрение данных.

 

 

2. Самостоятельная работа ( по карточкам)

Задача 1. Разработать в Ехсеl приведенную ниже таблицу.

Ввести данные «Количество дней  на больничном листе».

Приложение 1.

п/п

 

Ф.И.О.

пол

Количество дней  на больничном листе.

 

 

 

1 кв

2 кв.

3 кв.

4 кв.

за год

1

Продайко Татьяна Васильевна

жен

 

 

 

 

 

2

Гавриленко Мария Борисисовна

жен

 

 

 

 

 

3

Чоботенко Ирина Юрьевна

жен

 

 

 

 

 

4

Шпарбер Оксана Григорьевна

жен

 

 

 

 

 

5

Москвинова Анна Александровна

жен

 

 

 

 

 

6

Горбатенко Елена Николаевна

жен

 

 

 

 

 

7

Панчишко Артур Сергеевич

муж

 

 

 

 

 

8

Василенко Юлия Владимировна

жен

 

 

 

 

 

9

Котельникова Наталия Сергеевна

жен

 

 

 

 

 

10

Сентюрина Екатерина Валериевна

жен

 

 

 

 

 

11

Соболь Станислав Сергеевич

муж

 

 

 

 

 

12

Волкова Наталья Владимировна

жен

 

 

 

 

 

13

Новикова Елена Владимировна

жен

 

 

 

 

 

14

Семенов Валентин Владимирович

муж

 

 

 

 

 

15

Клименко Ульяна Антоновна

жен

 

 

 

 

 

16

Ярошенко Сергей Ярославович

муж

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

1) При разработке шапки таблицы использовать объединение ячеек:

·                          Выделить ячейки, которые подлежат объединению.

·                          Вызвать контекстное меню и выбрать пункт Формат ячеек (или пункты меню Формат => Формат ячеек).

·                          Выбрать вкладыш Выравнивание.

·                          Поставить пометку напротив Объединение ячеек (нижняя часть вкладыша) и нажать кнопку ОК.

2) При разработке таблицы использовать построение разных границ:

·                          Выделить ту часть таблицы, которая подлежит построению границ.

·                          Вызвать контекстное меню и выбрать пункт Формат ячеек (или пункты меню Формат => Формат ячеек).

·                          Выбрать вкладыш Граница.

·                          На панели Линия выбрать Тип линии.

·                          С помощью клавиш в левой части вкладыша выбрать те линии, которые должны иметь границы, и нажать кнопку ОК.

3) При разработке таблицы расположить текст в ячейках, как это приведено в примере:

·                           Выделить ячейки, в которых надо расположить текст заданным способом.

·                           Вызвать контекстное меню и выбрать пункт Формат ячеек (или пункты меню Формат => Формат ячеек).

·                           Выбрать вкладыш Выравнивание.

·             На панели Выравнивание в пунктах По горизонтали или По вертикалы выбрать нужное расположение и нажать кнопку ОК.

4) Результат записать в файл Задача 1 на диск в папку (имя папки за номером класса, папка с вашим именем).


 
Задача 2. Подготовить таблицу для расчетов:

Используя кнопку Автосумма панели инструментов, задать процедуру подсчета «Количества больничных дней» за год для каждого лица как сумму дней за кварталы из первого по четвертый (следите за диапазоном суммы). Задать формулы расчетов для строки Всего:. Заполнить таблицу данными, следить за изменением значений в ячейках, где введенные суммы. Записать на диск в вашу папку файл Задача2.

 

 

3.     Изложение нового материала (время до 10 мин).

a.       Относительные ссылки.

Возвратимся к вашим домашним задачам.

Вопрос к ученикам:

Кто на доске запишет формулу расчета выплаты для Продайко Татьяны Васильевны?

Прогнозируемый ответ учеников:

НЗ*С22. Такая адресация ячеек  называется относительной.

b.      Абсолютные ссылки.

 

К таблице прибавьте еще один столбик (крайний дело). Назовите столбик «Выплаты». В ячейку, которая отвечает Продайко Татьяне Васильевне, введите формулу, необходимую для расчета выплаты. Скопируйте эту формулу в ячейки для расчета выплат для других рабочих.

Вопрос к ученикам:

Объясните полученный результат. В чем ошибка, которая надо изменить?

Прогнозируемый ответ учеников:

При копировании в формуле автоматически изменяется номер строки. Надо сделать так, чтобы в формуле ссылки на каморку С22 оставалось неизменной.

Дале объяснить ученикам, как и что изменения надо выполнить (с помощью абсолютных ссылок НЗ*С$22).

 

 

Копирование данных и формул с одной страницы на другую.

Принципы образования ссылок на ячейки разных страниц.

 

 

4.     Практическая работа (время до 18мин).

 

Задача 3. Введение формул с абсолютными ссылками:

1. Введите в ячейку ІЗ формулу расчета выплаты, учитывая абсолютность ссылки на ячейку С22. Введите в необходимую ячейку формулу для расчета выплат для всех рабочих. Запишите результат в файл Ззадача 3.

 

 

 

2. ВОПРОС ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ: (выбрать любое кол-во тестов)

Тест 1.

Наименьшей структурной единицей размещения данных на рабочей листе в электронных таблицах есть:                                                                          

1)    адреса ячейки;                                                

2)    столбик;                                                          

3)    ячейка;                                                            

4) указатель ячейки.

В выделенную группу каморок А1:ВЗ входят

1)3 ячейки;:

2) 4 ячейки;

3) 5 ячеек ;

5) 6 ячеек.

 

Тест 2.

Основным свойством электронной таблицы есть:

1)   использование формул для вычисления значений в воротничке;

2)   по внесенной в каморку формуле вычисление значение;

3)   мгновенный перерасчет формул, которые содержат имени ячейки, в которой состоялась изменение значения;

4) в каждой каморке может быть размещенный текст или формула.

Табличный процессор Ехсеl обрабатывает данные таких типов:

1)    числовые;

2)    символьные;

3)    формулы;

4)    выражения;

5)    соответствующей действительности;

6)    текст;

7)    графические;

8)    дата.

 

 

 

Тест 3.

1. Табличным процессором называют программу, которая предназначенная для:

а) подготовки документа любой сложности;

б) создание электронных таблиц и манипулирования их данными;

г) обработки текстовых документов.

 2. Признаком текстовой информации, которая вводится в каморку, есть символ:

а)   уравнение;

б)   апостроф;

в)  двоеточие;

г)      доллар.

в) сохранение и обработки больших наборов числовых данных;

Тест 4.

1. В любую каморку электронной таблицы можно ввести:

а) константу;

б)число;

д)сменную;

      є) формулу.                                             

2. Файл книги Місrosoft Ехсеl имеет расширение:

а) lb;

б)ls;

в) lt;

г) .mse.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест 5

1. Особыми признаками окна программы табличного процессора Ехсеl есть:

а) заголовок окна;

б)строка формул;

 

1. По правому краю в воротнички выравниваются:

а) формулы;

б)числа;

в) текст.

2.Главным свойством электронной таблицы есть:
 
а) автоматический перерасчет и изменение всех результатов при изменении начальных данных;

б)сохранение в табличной форме большого количества начальному данных и данных, что подлежат расчету;

в) использование формулы для вычисления значения в любой каморке.

 

 

 2). Формулирование практической задачи зависит от ошибок, предположенных при работе с тестами.

 

Задача 4. Связывание ячеек отдельных страниц:

На основе таблицы файла Задача3 построить на следующей странице заготовку для ведения больничных для одних и тех же рабочих на следующий год. Переименовать лист 1 —> Год1, лист 2 => Год2.

   Формулы расчета должны остаться без перемен. Будем считать, что в столбике «Ф. И.О.» возможные изменения (например, кто-то из рабочих изменил фамилию, или выяснится, что в фамилии допущена ошибка). Для упрощения введения изменений, ячейки столбика «Ф. И.О.» листа  Год2 организовать как ссылки на соответствующие ячейки страницы Год1

Приведите в порядок данные столбцов «Год 1.» страницы Год2 по алфавиту.

Проверьте правильность выполнения этой операции у соседа. Сделайте достоянием гласности ваши замечания.

Выполните изменение на странице Год 1: Василенко Юлия Владимировна => Василенко Юлия Ивановна.

Обратите внимание на вид таблицы страницы Год2, объясните изменения в таблицы.

Запишите результат в файл Задачи4.

 

 

5. Итог урока (время до 5 мин), выставление оценок.

Визуальный анализ выполнения практических задач. Проверка результатов расчетов. Мотивация следующих направлений работы.

7. Домашняя задача (время до 2 мин).

Для страницы «Год2» в столбике «Выплаты» ввести формулу, которая бы при расчете ссылалась не на каморку С22 своей страницы, а на каморку С22 страницы «Год1».

 


 


 

 

 

 

 

Hosted by uCoz