Урок № 1
Тема: Понятие программы. Язык программирования. Классификация языков программирования. Процедурный  язык программирования. Логическое программирование. Объектное программирование.

Цели:

 1. Познавательная – познакомить учеников со средой программирования Turbo Pascal.

 

2. Развивающая – учить анализировать и сравнивать.
 3. Воспитательная – воспитывать дисциплинированность, ответственность, бережное отношение к вычислительной технике

 

Ход урока

1. Орг. Момент. Сообщение целей урока.
2. Мотивация учебной деятельности учеников
Учитель предлагает ученикам вспомнить, что такое программа.(
Компьютер – это устройство для универсальной обработки информации. Достаточно только написать точную инструкцию (последовательность) тех действий, которые нам нужны. Вспомним, что словесное описание этих действий – один из способов задания алгоритма.

А сама последовательность действий носит название программа.

Эту последовательность действий следует писать на языке, который был бы понятен человеку и компьютеру.)

1.            Под языком понимают любую систему знаков (Знак – это объект, специально выделенный для передачи информации: буква, жест, положение переключателя и т.п.) – это общее определение.
3.  Объявление темы и ожидаемых результатов
После этого урока ученики смогут:
 • Рассказать о структуре среды программирования Turbo Pascal;
 • Рассказать о
видах языков программирования


3.  Объяснение нового материала

презентации » Мови програмування» и «Паскаль»). Во время объяснения сопровождать показ слайдов демонстрацией работы в среде программирования Turbo Pascal;

Виды языков программирования:

  ЯП бывают:

1.       Низкого уровня.

   - машинные (запись команд в двоичном виде);

   - асемблерные (ASSEMBLER).

2. Высокого уровня (BASIC, PASCAL, C, PROLOG).

3. Визуального программирования (об’ектно-ориентированные) (VISUAL BASIC, VISUAL C, DELPHI, C++).

 

  ЯП високого уровня деляться на:

процедурные (точно указывают действия по ходу решения задачи),

Дескриптивные (описывается логическая или  функциональная связь понятий, которые представляют  базу данних програмы).

Про мови програмування

  Первый программист – Ада Левлейс (Байрон), создала программу для ткацкого станка.

  Язики високого уровня появились в середине 50-х годов ХХ столетия. Одни з первых языков Фортран и Алгол.

  В середині 60-х (1966) в Дартмудському колледже (США) был создан язык Бейсик. Язик для начинающих.

  В 1971 г. появился язык Паскаль. Язик создан  швейцарцем Никлаусом Виртом (отсюда пошло  слово “виртуальный”).

  На основе Паскаля в середине 70-х был створен язык Ада.

        В 1972 р. создан  язик  Си Деннисом Ритчи.

 

Открыть 2 презентацию «Паскаль»).

·         Язык программирования Pascal

Язык программирования Паскаль был разработан профессором, директором Института информатики Швейцарской высшей политехнической школы Николаусом Виртом в 1968-1970 гг. как язык обучения студентов программированию.

В своем первоначальном виде Паскаль имел довольно ограниченные возможности, но расширенный вариант этого языка – Turbo Pascal является мощным языком программирования.

Язык программирования Pascal был назван в честь французского учёного Блеза Паскаля, который еще в 1642 г. изобрел первую механическую счётную машину.

·         Интегрированная среда Turbo Pascal-7.0

Огромную роль в массовом распространении Паскаля сыграла компания Borland International. Она сумела создать знаменитую Turbo-среду разработки. Это был огромный шаг вперед в облегчении процесса программирования.

Почему Turbo? Turbo в переводе с английского сленга означает ускорение. Компилятор, входящий в состав Turbo Pascal очень быстро переводит программу с языка программирования в машинные коды.

·         В состав интегрированной среды входят:

   Текстовый редактор

   Компилятор

   Отладчик

   Справочная система

   Среда выполнения программы

   Компиляция программы

После того как текст программы набран, его следует перевести в машинный код. Для этого программу отправляют на компиляцию, выбрав из главного меню -  меню Compile  пункт Compile (или Alt+F9).

Сначала компилятор проверяет, не содержит ли программа синтаксических ошибок.

Обнаружив ошибку, останавливает свою работу, устанавливает курсор в то место программы, где найдена ошибка и выводит сообщение жёлтым цветом на красном фоне.

Успешная компиляция приводит к появлению сообщения о количестве строк программы и объёме доступной оперативной памяти.

          Запуск программы

Для того чтобы запустить программу, из главного меню выбираем меню Run  и в вертикальном меню выбираем пункт Run (или Ctrl+F9). После этого появляется окно, в котором осуществляется диалог с программой. На экране появляется сообщение:

Введите два целых числа через пробел

Курсор находится в следующей строке. Вводим два целых числа через пробел и нажимаем <Enter>, после этого появляется сообщение:

Их произведение равно:  ...

Вместо точек будет выведено значение переменной с, т.е. число, равное произведению первого введенного числа на второе. Это сообщение останется на экране до тех пор, пока не будет нажата клавиша <Enter>.

          Сохранение программы

Для того чтобы сохранить программу, необходимо:

- в главном меню и выбрать меню File;

- в вертикальном меню выбрать пункт Save  или Save as...;

- в появившемся окне набрать имя файла и нажать клавишу <Enter>.

          Сохранение исполняемого файла с расширением .exe

Для того чтобы создать исполняемый файл, необходимо:

- в главном меню выбрать меню Compile;

-   в вертикальном меню выбрать пункт Destination Memory  (изменится на Destination Disk);

-   произвести компиляцию.

Будет создан файл с тем же именем (что и .pas), но с расширением .exe.

          Выход из системы программирования Turbo Pascal

Для того чтобы закончить работу, необходимо:

- в главном меню выбрать меню File;

- в вертикальном меню выбрать пункт Exit.

Либо просто нажать комбинацию клавиш Alt.

 

 

4.      Лабораторная работа.

 

Знакомство со средой программирования Турбо Паскаль.

Цель работы: закрепление знаний, полученных при изучении нового материала, развитие, получение дополнительных знаний о системе программирования в процессе работы с системой, развитие навыков работы с системой программирования.

 Учащиеся должны уметь:

*          Запускать программную среду Турбо Паскаль.

*          Находить файлы в каталоге и запускать их на исполнение.

*          Сохранять файлы под другим именем.

*          Вносить изменения в текст программы.

*          Выходить из системы программирования.

  1. воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
  2. развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере.

 

Краткое содержание работы и порядок выполнения.

 

Перед началом работы, зарисовать в тетрадь таблицу и по мере выполнения лабораторной работы, заполнять её.

 

Название файла, который открыли

Первоначальный запуск

(что видим на экране при выполнении программы

Что изменяем в первоначальном файле (наши действия)

Что изменилось

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание файла «Lab_1».

 

1.                  Запустить программу при помощи ярлыка на рабочем столе TPX.

2.                  Ответить на приветствие системы ОК.

3.            Войти в меню File и выбрать Open. В появившемся диалоговом окне выбрать файл    Kwyr, нажать ОК

4.                  Запустить файл на исполнение командой Run из меню Run.

5.                  Нажать ENTER

6.                  Сохранить файл под другим именем. Для этого выполнить следующие действия: зайти в меню File и выбрать Save as

7.                  в появившемся диалоговом окне записать новое имя файла BABOCKA111

8.                  Закрыть файл.

9.                  Открыть файл (любой другой) и запустить его на исполнение.

10.              После возвращения в редактор изменить значение параметров

11.              Вновь запустить программу.

12.              Проанализировать, как повлияли изменения на работу программы.

13.              Открыть файл GRAFIC;

14.              Запустить файл на исполнение

15.              После возвращения в редактор, поменять в разделе Const:

              b=-55;

              c=75;

16.              Запустить файл на исполнение с новыми параметрами.

17.              Проанализировать полученные результаты по таблице.


5.  Обсуждение пройденного материала
6.  Итоги урока.
7. Домашнее задание: выучить
теорию.

 

 

Hosted by uCoz