Урок 5.

Тема.   Команды   языка  программирования. Команды  ввода и  вывода. Структура программы.

Цели урока:

1.            – познакомить учеников с понятием “структура программы», с коммандами   языка  программирования:   ввода и  вывода, присваивания.

2.            воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

3.            развитие логического  мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере.

Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация.

Ход урока:

I.                    Орг. Момент.

II.                 Анализ проверочной работы, проведенной на предыдущем уроке. Выставление оценок. (1 ученик готовит у доски дом. задание).

III.               Актуализация знаний.(Рассказ ученика)  

Вопросы :    

 • Рассказать о базовых типах данных в ЯП Turbo Pascal;
 • Привести примеры основных типов данных в ЯП Pascal;

IV.                              Объяснение нового материала – презентация « Структура программы».

·                                        Учащиеся  должны  начертить в тетрадях таблицу, которую они должны заполнить во время работы с презентацией

·                                        Работа с презентацией проходит с комментарием учителя

 

 

 

 

№ пп

Тема

 

 

 

 

 

1.       

Структура программы

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

2.       

Заголовок программы

Оператор

Имя программы

;           (да./нет)

язык

кол-во символов

 

 

 

 

 

 

3.       

Описания-раздел подключаемых модулей

Оператор

Названия модулей

 

 

 

4.       

Объявление переменных

 

Формат   объявления переменных

Оператор

2

3

4

5

 

 

 

 

 

5.       

Тело программы

Операторы

Состав тела программы

 

 

6.       

Команда ввода данных:

 

1. Оператор

2

Что происходит с информацией?

 

 

 

7.       

Команда вывода данных

1. Оператор

Что выводит на экран монитора этот оператор?

Формат вывода текста

Формат вывода текста содержимого ячеек

 

 

 

 

 

8.       

Команда присваивания

Применение

Знак операции присваивания

 

 

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

1.      Программа на языке ПАСКАЛЬ состоит из заголовка, разделов описаний и раздела операторов.

2.      Заголовок программы содержит имя программы, например:

Program PRIM;

3.      Описания могут включать в себя раздел подключаемых библиотек (модулей), раздел описания меток, раздел описания констант, раздел описания типов, раздел описания переменных, раздел описания процедур и функций.

             uses  CRT, Graph;

  1. В разделе описания переменных необходимо определить тип всех переменных, используемых в программе:

 var P,Q,R: Integer; {var(variables- переменные)}

      A,B:   Char;

      F1,F2: Boolean;

Объявление переменных

v     Каждая переменная должна быть объявлена;

v     Объявления переменных помещают в раздел, который начинается словом var;

v     Инструкция объявления переменной выглядит так: ИмяПеременной:Тип;

v     В имени переменной можно использовать буквы латинского алфавита и цифры (первым символом должна быть буква).

 

5.      Структура программы в общем виде.

Program {имя программы}

Label {объявление меток}

Const {объявление констант}

Type {объявление типов}

Var {объявление переменных}

{объявление процедур и функций}

Begin

{инструкций основной программы}

End.

 

6.      Тело программы.

 Тело программы- раздел операторов представляет собой составной оператор, который содержит между служебными словами

begin.......end- последовательность операторов. Операторы отделяются друг от друга символом ;.

7.      Текст программы заканчивается символом точка.

 

 

8.      ОПЕРАТОРЫ ВВОДА И ВЫВОДА

·        Команда ввода данных:

Readln(имена ячеек);- с помощью этой команды информация заносится в ячейки памяти

·        Команда вывода данных:

Write(ln). Эта команда выводит на экран тексты и содержимое ячеек оперативной памяти.

форматы:

А) Writeln(‘текст’); - эта команда выводит на экран монитора текст.

В) Writeln( имена ячеек); - эта команда выводит на экран монитора содержимое ячеек оперативной памяти.

·        Команда присваивания применяется для записи информации в объявленную в программе переменную.

А:=В+1;

Ячейка А присваивает содержимое ячейки В, увеличенное на 1. 

 

V.                 Практическая часть

Задача 1.

Объявите переменные, необходимые для вычисления функции y=x2

Var

     y,x:real;

 

Задача 2

Объявите переменные, необходимые для вычисления объёма параллелепипеда

Var

v,a,b,c:real;

 

Задача 3.

Объявите переменные, необходимые для вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, карандашей и линейки.

Var

    price,p_t,p_k,p_l:real;

    k_t,k_k:integer;

VII.           Итог урока

Вопросы:

1.                 Названия структуры программы.

2.              Описание заголовка программы.

3.              Описания  подключаемых библиотек (модулей).

4.              Объявление переменных.

5.              Тело программы.

6.              операторы ввода и вывода

7.              Команда присваивания

VIII.        Домашнее задание

·        Знать структуру программы ;

·        Знать правила объявления переменных

 

Hosted by uCoz