Урок №1.
Тема: «Введение в информатику». Информатика - наука XX столетия. Понятие информации и сообщений.  Информация и информационные процессы. Носители информации, формы и способы представления информации. Виды информации. Информация и шум и их взаимопревращения.


Цели урока:

- научить правильно и безопасно организовать свое рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере, дать понятия мышки, указателя, кнопки, главного меню, первичное понятие окна, научить пользоваться мышью и визуальными средствами управления, освоить три основных действия мышкой – щелчок, двойной щелчок, взять и растянуть.
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
- развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование:
доска, компьютер, инструкции по ТБ в компьютерном классе, компьютерная презентация.

Ход урока:
I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Сообщение темы и целей урока.

II. Теоретическая часть. ТБ.

Учащимся дается задание:

Найти в презентации ответы на вопросы; ответы записать в тетрадь.(10-15 мин)

Самостоятельная работа


Внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности послужило толчком к зарождению новой научной и прикладной дисциплины - информатики.

Впервые этот термин стал использоваться во Франции в 60-х годах. В англоязычных странах ему соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике).

В нашей стране информатика стала определяться как самостоятельная область деятельности с начала 80-х годов, а спустя несколько лет вошла в школьную программу как самостоятельная дисциплина.

Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.

Но могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает.

В процессе изучения информатики надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего нас мира.

Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика".

Informatique = information + automatique
Информатика = информация + автоматика

Широко распространён также англоязычный вариант этого термина – "Computer science", что означает буквально "компьютерная наука".

Computer science
Компьютерная наука

Посмотрите – два определения, так непохожих друг на друга, но определяющие одно понятие. С одной стороны, это наука об информации, а с другой – наука о компьютерах. Что же верно? Правильно будет объединить об высказывания и определить информатику как:

Информатика – это техническая наука, определяющая сферу деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.

Компьютер – универсальный прибор для обработки информации.

А что такое информация? Информация –это  атрибут разумных существ, людей; любые сведения, данные, факты, полученные с помощью органов чувств(зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания), а также из опыта, наблюдений или путем рассуждений.

Сообщение- это форма представления информации с помощью языка знаков, жестов, сигналов. Между людьми сообщения передаются в устной или письменной форме. Между устройствами – с помощью сигналов.

Соотнощение между сообщением и информацией не взаимно однозначно. Одна и та же информация может быть передана с помощью разных сообщений. Одно и то же сообщение может нести разную информацию для разных людей.

Виды информации: текстовая, графическая, числовая,  видео и аудио, комбинированная.

Если сообщение не несет информации, то говорят, что оно превращается в шум.  Любая закодированная информация без знания кода превращается в шум, однако при раскодировании шум превращается в информацию.

Выводы: Информация и сообщение- основные понятия информатики, соотношение между которыми не является взаимнооднозначным. Сообщения могут нести как информацию, так и шум.

Носитель информации- материальный объект, предназначенный для хранения и транспортировки информации.

Формы и способы представления информации.

1.       Сообщение- это форма представления информации с помощью языка знаков, жестов, сигналов.

2.       Знак-это элемент конечного набора, который служит для кодирования информации

3.       Сигнал-это изменение некоторой физической величины во времени, которое характеризируется определенными параметрами. Беспрерывный сигнал называется аналоговым. Сигнал называется дискретным, если параметр сигнала может принимать конечное количество значений.

Правила техники безопасности.

Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь правильно организовать свое рабочее место.

Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.

Правильная рабочая поза:

Эгрономика рабочего места

Так же при работе необходимо:

Примерный комплекс упражнений для глаз:

После 10-15 минут непрерывной работы за ПК необходимо делать перерыв для проведения физкультминутки и упражнений для глаз.

Компьютер является электрическим прибором, поэтому для собственной безопасности нужно помнить, что к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.

Техника, с которой вы будете работать, достаточно нежная, поэтому соблюдайте следующие правила:

Теперь внимательно изучите инструкцию по ТБ для учащихся в кабинете информатики.
(Инструкция находится на каждом рабочем месте.)

PS. После выполнения сам работы учащиеся отвечают на вопросы учителя:

          Что такое информатика?

          Что изучает информатика?

          Что такое информация?

          Виды информации.

          Что можно делать с информацией на компьютере?

           Как называются носители информации?

           Формы и способы представления информации.

          Чем отличается информация от сообщения?

          Информация и шум и их взаимопревращения

          Перечислить правила ТБ.

 

III. Практическая часть.

Учащиеся делятся на две группы.

Первая группа – учащиеся имеющие навыки работы с компьютером. Этим учащимся дается самостоятельное задание: в папке «Мои документы\ученик» создать свою папку, затем запустить Microsoft Word и ответить на вопросы:

Вторая группа – учащиеся, не имеющие навыков работы за компьютером. Эта группа работает вместе с учителем.

1. Рассмотрим компьютер. Он состоит из нескольких блоков: системный блок, монитор, клавиатура, мышь.
2. Включаем компьютер, начинается процесс загрузки. Появилась картинка. Берем в руки мышь и пробуем управлять курсором на экране. Щелкаем пользователя «Ученик» и входим в систему.
3. Перед нами рабочий стол. На рабочем столе значки (ярлыки) программ. Сейчас мы должны научиться выполнять с помощью мышки некоторые основные действия. Первое – чтобы запустить программу, нужно навести указатель на значок программы и сделать быстрый двойной щелчок левой кнопкой мыши, при этом необходимо, чтобы мышка была неподвижной.
4. Запускаем программу «Блокнот». Используя мышь, выполняем следующие действия: перемещение окна программы, развернуть окно, свернуть окно, изменить размер окна.
5. Запускаем еще одну программу «Калькулятор». Пробуем переключаться между этими программами щелчком по окну и щелчком по кнопке на панели задач.
6. Закрывает программы.
7. Запускаем программу «Paint». Работаем с окном программы. Затем пробуем создать простой рисунок. Закрываем программу.
8. Отрабатываем работу с мышью используя игры из меню «Стандартные»

IV. Д/з
Знать, что такое информатика, что изучает информатика, для чего служит компьютер.

V. Вопросы учеников.
Ответы на вопросы учащихся.

VI. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

На уроке мы узнали, что же такое информатика, для чего нужна эта наука, узнали для чего нужен компьютер, для чего мы учимся на нем работать. Как правильно организовать свое рабочее место, чтобы учиться было безопасно и интересно. Научились включать компьютер и освоили два важных движения мышки – средства управления компьютером – это щелчок и двойной щелчок левой кнопкой мыши. Для запуска программы – двойной щелчок по значку программы, для других действий – один щелчок.

Главные умения, полученные вами сегодня – это навыки работы с мышкой. Вы теперь умеете запускать программы двойным щелчком по ее значку, нажимать на кнопки, выбирать пункты меню.


 

Hosted by uCoz