11 –А Урок
5.
Тема. Величины и их основные характеристики .
Алгоритм работы с
величинами.
Цели и задачи урока:
Ход урока:
I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Проверка дом. (на экранах мониторов алгоритм с ошибками. Задание «Найти ошибки в алгоритме).
Задача. Описать на алг. языке алгоритм
вычисления площади треугольника по формуле Герона.
Алг Geron ( a.b,c,S, лит y) – не указан тип переменных(вещ).
арг a.b,c
рез s, y
Нач
Вещ p
P:=(a+b+c)/2
Если a+b>c то s:=√p*(p-a)(p-b)*(p-c) иначе y:=”треугольник не существует”
все
Если a+с>b то s=√p*(p-a)(p-b)*(p-c) иначе
y:”треугольник не существует”
все
Если
c+b>c то s=:√p*(p-a)(p-b)*(p-c) иначе y=”треугольник не существует”
Кон
Примечание: поставить оценки тем ученикам, которые нашли все ошибки
III.
Мотивация к изучению новой темы
Изучая математику и физику, школьники знакомятся с такими величинами, как площадь, скорость, ускорение и т. д. Каждая величина является характеристикой тела, фигуры или процесса. Для многих величин приняты условные обозначения: скорость- v; путь-s; время – t и т.д.
А какие величины сушествуют при разработке алгоритмов?
Вот и выясним это сегодня .
IV.
Изучение
новой темы ( на на экранах
мониторов нижеследующий текст. Задание:
переписать в тетради определения. Текст читается вслух и затем записывается)
·
Величины, значения которых всегда выражаются
числами, называются числовыми
·
Величины, используемые для характеристики
текстов и отдельных слов, называют литерными.
·
В процессе решения какой-то задачи по алгоритму,
одни величины могут принимать различные значения и они называются переменными, другие- не изменяют своего значения и
называются постоянными
·
Для обозначения типов величин в алгоритмическом
языке используют служебные слова: целый(цел),
натуральный(нат), литерный(лит), действительные(вещ).
Алгоритм
работы с
величинами
·
В
математике и физике часто пытаются найти
алгоритм решения задач того или иного типа. То есть очень удобно найти решения
задачи в об щем виде, а потом применять эти формулы при решении других задач,
подставляя лишь другие значения
Примеры: решение
квадратних уравнений, биквадратных уравнений.
Привести свои
примеры.
V.
Практическая работа( цель: подготовка к то)
Задача Описать
алгоритмическим языком алгоритм решения
задачи
«Пусть дана система линейных уравнений с 2 неизвестными:
{А1X +B1Y=C1
А2X +B2Y=C2
Формулы:
∆=A1B2 – A2B1
∆X= C1B2-C2B1
∆Y= A1C2-A2C1
ЕСЛИ ∆≠0 то
X=∆X/∆
Y=∆Y/∆
Решение.
Алг sistema (вещ A1, A2, B1,B2,
C1, C2, X,Y, лит Z)
арг A1, A2, B1,B2,
C1, C2
рез X,Y
Нач
∆=A1B2 – A2B1
Если ЕСЛИ ∆=0
то Z:=”единственного решения система не имеет”
иначе ∆X= C1B2-C2B1
∆Y=
A1C2-A2C1
X=∆X/∆
Y=∆Y/∆
все
Кон
VI.
Итоги урока, выставление оценок.
Вопросы:
·
Какие величины используются при
составлении алгоритмов?
·
Продолжить…
·
Величины, значения которых всегда выражаются
числами, называются… числовыми
·
Величины, используемые для характеристики
текстов и отдельных слов, называются……..
литерными.
·
В процессе решения какой-то задачи по алгоритму,
одни величины могут принимать различные значения и они называются ……..переменными, другие- не изменяют своего значения и
называются …….постоянными
·
Для обозначения типов величин в алгоритмическом
языке используют служебные слова: ……..целый(цел),
натуральный(нат), литерный(лит), действительные(вещ).
VII.
Домашнее задание:
·
Придумать свою задачу из математики или
физики, в которой прсутствует алгоритм решения подобных задач. Условие записать
в тетрадь и описать алгоритм алгоритмическим
языком