Урок 2
Тема урока:
«Типы информационных моделей»
Цели:
1. образовательная: освоить табличную и иерархическую
форму представления информационной модели;
2. воспитательная: формирование
самостоятельности и ответственности при изучении нового материала;
3. развивающая: развить умение описывать
информационные модели, выделяя существенные цели моделирования.
Программно –
дидактическое обеспечение урока: ПК, проектор, экран, карточки с тестом и заданиями.
Тип урока: изучение
нового материала.
Ход урока:
1. Орг. момент:
1. приветствие;
2. проверка присутствующих.
2. Актуализация прежних знаний:
Тест с помощью программы Tese-W(2
варианта)
Вариант 1
1. Модель есть замещение изучаемого
объекта другим объектом, который отражает:
1. все стороны данного объекта;
2. некоторые стороны данного объекта;
3. существенные стороны данного
объекта;
4. несущественные стороны данного
объекта.
2. Результатом
процесса формализации является:
1. описательная
модель;
2. математическая
модель;
3. графическая модель;
4. предметная модель.
3. Информационной
моделью организации занятий в школе является:
1. свод правил поведения
учащихся;
2. список класса;
3. расписание уроков;
4. перечень учебников.
4. Материальной
моделью является:
1. макет
самолета;
2. карта;
3. чертеж;
4. диаграмма.
5. Знаковой
моделью является:
1. анатомический
муляж;
2. макет здания;
3. модель корабля;
4. диаграмма.
6. Укажите в
моделировании процесса исследования температурного режима комнаты объект
моделирования:
1. конвекция воздуха в комнате;
2. исследование
температурного режима комнаты;
3. комната;
4. температура.
7. Правильный
порядок указанных этапов математического моделирования процесса:
1) анализ
результата;
2) проведение исследования;
3) определение целей моделирования;
4) поиск математического описания.
Соответствует последовательности:
3-4-2-1;
1-2-3-4;
2-1-3-4;
3-1-4-2.
8. Из скольких объектов, как правило,
состоит система?
1. из нескольких;
2. из
одного;
3. из бесконечного числа;
4. она неделима.
9. Как называется
граф, предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования
и т.п. между объектами?
1. схемой;
2. сетью;
3. таблицей.
4. деревом;
10. Устное
представление информационной модели называется:
1. графической
моделью;
2. словесной моделью;
3. математической моделью;
4. логической моделью.
11. Упорядочение
информации по определенному признаку называется:
1.
сортировкой;
2.
формализацией;
3.
систематизацией;
4.
моделированием.
Вариант 2
1. Как называется упрощенное
представление реального объекта?
1.
оригинал;
2.
прототип;
3.
модель;
4.
система.
2. Процесс
построения моделей называется:
1. моделирование;
2. конструирование;
3. экспериментирование;
4. проектирование.
3. Информационная
модель, состоящая из строк и столбцов, называется:
1. таблица;
2. график
3. схема;
4. чертеж.
4. Каково общее
название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной
информации об объекте?
1.
материальные;
2.
предметные;
3.
информационные;
4.
словесные.
5. Знаковой
моделью является:
1. карта;
2. детские игрушки;
3. глобус;
4. макет здания.
6. Укажите в
моделировании процесса исследования температурного режима комнаты цель
моделирования:
1.
конвекция
воздуха в комнате;
2.
исследование
температурного режима комнаты;
3.
комната;
4.
температура.
7. Правильные
определения понятий приведены в пунктах
1) моделируемый параметр - признаки и свойства объекта-оригинала, которыми
должна обязательно обладать модель;
2) моделируемый объект — предмет или группа предметов, структура или поведение
которых исследуется с помощью моделирования;
3) закон — поведение моделируемого объекта.
1.
1-2-3;
2.
2-3;
3.
1-3;
4.
1-2.
8. Инструментом
для компьютерного моделирования является:
1. сканер;
2. компьютер;
3. принтер;
4. монитор.
9. Как называется
средство для наглядного представления состава и структуры системы?
1.
таблица;
2.
граф;
3.
текст;
4.
рисунок.
10. Как называются
модели, в которых на основе анализа различных условий принимается решение?
1.
словесные;
2.
графические;
3.
математические;
4.
логические.
11. Построение
модели на формальном языке называется:
1.
сортировкой;
2.
формализацией;
3.
систематизацией;
4.
моделированием.
Кроссворд
По горизонтали:
1. Некоторый предмет.
2. Описание модели с помощью формального языка.
3. Граф, предназначенный для отображения вложенности, подчиненности,
наследования и т.п. между объектами.
4. Общее название моделей, которые можно осязать.
5. Инструмент для компьютерного моделирования.
6. Общее название моделей, которые представляют из себя
совокупность полезной и нужной информации об объекте.
По вертикали:
7. Информационная модель, состоящая из строк и столбцов.
8. Средство для наглядного представления состава и структуры системы.
9. Процесс построения моделей.
10. Граф, отображающий последовательность выполнения действий.
11. Упрощенное представление реального объекта, процесса или явления.
Что такое модель? Приведите пример
моделей: Земного шара, человека, автомобиля. Выберите объекты, которые могут
быть моделью Солнца:
1.
Колесо;
2.
Точка;
3.
Обогреватель;
4.
Включенная
лампочка;
5.
Атлас
мира;
6.
Рисунок:
желтый круг на голубом фоне.
Выберите из списка
информационные модели объекта «кот»:
1. Фарфоровая статуэтка кота;
2. Песня «Жил да был серый кот за
углом …»;
3. Игрушечный кот;
4. Описание поведения кота при
падении.
Дайте определение
информационной модели.
Найдите лишнее и укажите
классификацию:
Колесо, телега, колодец, колбаса, колокол;
Гнездо, муравейник, берлога, лес, нора;
Иван, Дима, Олег, Таня, Андрей.
III . Изучение нового материала:
Сообщение темы урока.
Давайте разберем такую жизненную ситуацию: вам необходимо приобрести мобильный
телефон. При покупке на что вы обращаете внимание в
первую очередь (внешний вид)? Какие сведения имеют значения?
Информация представляется в виде таблице.
Параметр |
Значение параметра |
Форма |
Обтекаемая |
Цвет |
Черный |
Длина |
|
Толщина |
|
Это полная информация об
объекте? Что является наилучшей формой представления информации о внешнем виде
телефона?
На что ещё вы обращаете внимание при покупке телефона(функции
телефон? Какие сведения имеют значения?
Информация представляется в виде таблице.
Параметр |
Значение параметра |
Стоимость |
5 000 руб. |
Инфракрасный порт |
Да |
Работа в режиме разговора |
6 часов |
Виброзвонок |
Да |
Память |
2 Гбайт |
Данная таблица является
наилучшей формой представления функциональных возможностей телефона?
В этом примере построены две табличные модели одного реального объекта –
мобильный телефон. Первая модель удобна в графическом представлении, а вторая в
табличном. При построении табличной информационной модели особое значение имеет
цель создания модели.
С помощью таблиц строятся информационные модели в различных предметных областях
Н-р, в математике – таблица умножения, химии таблица
Менделеева, расписание уроков, поездов. Например, табличная модель
стоимости отдельных устройств компьютера. В первом
столбце таблицы содержится перечень объектов (устройств, входящих в состав
компьютера, а во втором - их цена. Приведите пример табличной
информационной модели?
В табличной информационной модели перечень
однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке)
таблицы, а значение их свойств в следующих столбцах
(или строках таблицы).
Класс объектов -
множество объектов, объединенных какими-то общими свойствами.
Свойства -
характеристики, признаки объекта.
У каждого свойства есть название и значение.
Из ниже следующих таблиц найдите класс объектов, свойства объектов.
Автор |
Название |
Год издания |
Жанр |
А. Беляев
|
Человек-амфибия» |
|
Фантастика |
А. Пушкин |
Сказка о царе Салтане» |
|
Поэтическая сказка |
Л.Толстой |
Война и мир» |
|
Трагедия |
Годовые оценки
|
Предмет |
||
Русский язык |
Литература |
Математика |
|
Иванов Петя |
4 |
5 |
4 |
Петров Андрей |
4 |
4 |
3 |
Сидоров Ваня |
5 |
5 |
4 |
Андреев Коля |
3 |
4 |
5 |
Постройте
табличную модель по позиционным системам счисления.
Что такое система
счисления?
На каких два класса делятся системы счисления?
Чем отличается позиционная система счисления от непозиционной?
Система счисления |
Основание |
Алфавит цифр |
Двоичная |
2 |
0,1 |
Десятичная |
10 |
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
Восьмеричная |
8 |
0,1,2,3,4,5,6,7 |
Шестнадцатеричная |
16 |
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,А,В,С,D,E,F |
Построим на основании
знаний о графе иерархическую модель для вышеприведенного примера.
Что такое граф, вершины графа, дуги?
Что является вершиной?
Т.О. Каждый элемент
более высокого уровня может содержать несколько элементов нижнего уровня,
а при этом каждый элемент нижнего уровня может входить в состав только одного
элемента верхнего уровня.
Следовательно, в иерархической модели объекты расположены по
уровням. Каждый элемент более высокого уровня может содержать
несколько элементов нижнего уровня, а при этом каждый элемент нижнего уровня
может входить в состав только одного элемента верхнего уровня.
В биологии весь животный мир рассматривается как иерархическая система (тип,
класс, отряд, семейство, род, вид), в информатике используется иерархическая
файловая система, классификация компьютеров. Для описания исторического
процесса смены поколений семьи используются динамические информационные модели
в форме генеалогического дерева. В качестве примера можно рассмотреть фрагмент
(X - XI век генеалогического дерева династии Рюриковичей
-т.о. для раздела «Система счисления» мы построили две модели
табличную и иерархическую модели.
Следовательно, для одного и того же объекта можно построить табличную и иерархическую модель.
IV.
Закрепление:
1.
Построить
табличную информационную модель задачи:
В
школе учатся четыре талантливых подростка: Иван, Петр, Алексей и Андрей. Один из них — будущий
хоккеист, другой преуспел в футболе, третий — легкоатлет, четвертый подает
надежды как баскетболист.
О них известно следующее:
1. Иван и Алексей присутствовали в спортзале, когда там занимался легкоатлет.
2. Петр и хоккеист вместе были на тренировке баскетболиста.
3. Хоккеист раньше дружил с Андреем, а теперь неразлучен с Иваном.
4. Иван незнаком с Алексеем, так как они учатся в разных классах и в
разные смены. Кто чем увлекается?
2.
На
следующем графе изображена система возможного переливания крови. Укажите
какую кровь может получит человек с первой группой, со
второй, с третьей, с четвертой группой крови.
3.
Нарисовать
иерархическую информационную модель, состоящую из одноклассников, между
которыми существуют следующие взаимоотношения: дружат Андрей и Даша, Андрей,
Маша и Катя, Даша и Саша, Саша и Андрей. С кем Андрей может поделится
секретом, не рискуя, что он станет известен кому – другому.
V.
Итог урока:
Какие модели вы научились
строить?
Можно ли построить табличную и иерархическую модель
для одного и того же объекта?
VI.
Домашнее задание:
1.
Задание
«Табличная модель» Трое подростков, Саша, Миша и Андрей, живут на одной улице.
Одного все знают как отличного шахматиста, другой - заядлый футболист и
болельщик, а третий - компанейский парень, любитель всяческих тусовок.
Однажды
футболист пришел к своему другу, чтобы поучиться приемам
игры в шахматы, но мама сказала, что сын ушел с известной всей улице
личностью на дискотеку.
Известно, что Андрей никогда не слышал о Мише. Кто есть
кто?
2.
Задание
«Иерархическая модель» Составить родословное дерево потомков Владимира
Мономаха.
Потомки Владимира
Мономаха: Владимир Мономах умер в
Резерв: 1. В школе
учатся четыре талантливых подростка: Иванов, Петров, Сидоров, Андреев. Один из
них – будущий музыкант, другой преуспел в бальных танцах, третий – солист хора
мальчиков, четвертый подает надежды как художник. О них известно следующее:
1. Иванов и Сидоров присутствовали в зале консерватории, когда там солировал в
хоре мальчиков певец
2. Петров и музыкант вместе позировали художнику
3. Музыкант ранее дружил с Андреевым, а теперь неразлучен с Ивановым
4. Иванов незнаком с Сидоровым, т.к. они учатся в разных классах и в разные
смены. Кто чем увлекается?
2. Постройте в виде графа множество геометрических фигур.
Геометрический объект, линия, плоская фигура, объемное тело,
прямая, ломаная, кривая, круг, трапеция, эллипс, параллелограмм, прямоугольник,
ромб, квадрат, шар, конус, призма, пирамида.