Урок 5.
Тема. Команды языка программирования. Команды ввода и
вывода. Структура программы.
Цели урока:
1. – познакомить учеников с понятием “структура программы», с коммандами языка программирования: ввода и вывода, присваивания.
2. воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
3. развитие логического мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере.
Оборудование: доска, компьютер,
компьютерная презентация.
Ход урока:
I.
Орг. Момент.
II.
Анализ проверочной работы, проведенной на предыдущем уроке.
Выставление оценок. (1 ученик готовит
у доски дом. задание).
III.
Актуализация знаний.(Рассказ ученика)
Вопросы :
• Рассказать о базовых типах данных в ЯП
Turbo Pascal;
• Привести примеры основных типов данных в ЯП Pascal;
IV.
Объяснение нового материала – презентация « Структура программы».
·
Учащиеся должны начертить в тетрадях таблицу, которую они
должны заполнить во время работы с презентацией
·
Работа с презентацией проходит с комментарием учителя
№ пп |
Тема |
|
|
|
|
|
||||||||||
1.
|
Структура программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||
2.
|
Заголовок программы |
Оператор |
Имя программы |
; (да./нет) |
||||||||||||
язык |
кол-во символов |
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||
3.
|
Описания-раздел подключаемых модулей |
Оператор |
Названия модулей |
|||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
4.
|
Объявление переменных |
Формат объявления переменных |
||||||||||||||
Оператор |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||
5.
|
Тело программы |
Операторы |
Состав тела программы |
|||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
6.
|
Команда ввода данных: |
1. Оператор |
2 |
Что происходит с информацией? |
||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
7.
|
Команда вывода данных |
1. Оператор |
Что выводит на экран монитора этот оператор? |
Формат вывода текста |
Формат вывода текста содержимого ячеек |
|||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||
8.
|
Команда
присваивания |
Применение |
Знак операции присваивания |
|||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1. Программа на языке ПАСКАЛЬ состоит из заголовка, разделов описаний и раздела операторов.
2. Заголовок программы содержит имя программы, например:
Program PRIM;
3. Описания могут включать в себя раздел подключаемых библиотек (модулей), раздел описания меток, раздел описания констант, раздел описания типов, раздел описания переменных, раздел описания процедур и функций.
uses CRT, Graph;
var P,Q,R:
Integer; {var(variables- переменные)}
A,B: Char;
F1,F2: Boolean;
Объявление переменных
v Каждая переменная должна быть объявлена;
v Объявления переменных помещают в раздел, который начинается словом var;
v Инструкция объявления переменной выглядит так: ИмяПеременной:Тип;
v В имени переменной можно использовать буквы латинского алфавита и цифры (первым символом должна быть буква).
5. Структура
программы в общем виде.
Program {имя программы}
Label {объявление меток}
Const {объявление констант}
Type {объявление типов}
Var {объявление переменных}
{объявление процедур и функций}
Begin
{инструкций основной программы}
End.
6.
Тело программы.
Тело программы- раздел операторов представляет собой составной оператор, который содержит между служебными словами
begin.......end- последовательность операторов. Операторы отделяются друг от друга символом ;.
7.
Текст
программы заканчивается символом точка.
8.
ОПЕРАТОРЫ
ВВОДА И ВЫВОДА
·
Команда
ввода данных:
Readln(имена ячеек);- с помощью этой команды информация заносится в ячейки памяти
·
Команда
вывода данных:
Write(ln). Эта команда выводит на экран тексты и содержимое ячеек оперативной памяти.
форматы:
А) Writeln(‘текст’); - эта команда выводит на экран монитора текст.
В) Writeln( имена ячеек); - эта команда выводит на экран монитора содержимое ячеек оперативной памяти.
·
Команда
присваивания применяется для записи информации в объявленную в программе
переменную.
А:=В+1;
Ячейка А присваивает содержимое ячейки В, увеличенное на 1.
V.
Практическая
часть
Задача 1.
Объявите переменные, необходимые для вычисления функции y=x2
Var
y,x:real;
Задача 2
Объявите переменные, необходимые для вычисления объёма параллелепипеда
Var
v,a,b,c:real;
Задача 3.
Объявите переменные, необходимые для вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, карандашей и линейки.
Var
price,p_t,p_k,p_l:real;
k_t,k_k:integer;
VII.
Итог урока
Вопросы:
1.
Названия структуры программы.
2.
Описание заголовка программы.
3.
Описания
подключаемых библиотек (модулей).
4.
Объявление переменных.
5.
Тело программы.
6.
операторы ввода и вывода
7.
Команда присваивания
VIII.
Домашнее задание
·
Знать
структуру программы ;
·
Знать
правила объявления переменных